Кризис Дориана Грея

Кризис Дориана Грея

Если вы планируете, подобно стрекозе, пропеть свою молодость как лето красное, то знайте, осень все равно наступит. Не говорите потом, что Кристина Абрамовская вас не предупреждала.

Все знают бессмертное произведение Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея", когда жуир и бонвиван Дориан бесчинствовал, веселясь напропалую и разбивая сердца пачками, пьянствовал и употреблял наркотики. Но при этом он оставался эдаким вечно юным красавцем – вместо него старел и покрывался морщинами его волшебный портрет в тайном подвале.

Если отбросить морализаторскую составляющую этого произведения, присущую викторианской эпохе, то в сухом остатке мы видим вечного юношу со взором горящим, безответственного, легкомысленного, не отвечающего за свои поступки. То есть типичного инфантила, которых в последние годы развелось просто невероятное количество.

Уверена, с инфантилами хоть раз, да сталкивался каждый из нас. Хотя у Оскара Уайльда Дориан несет на себе демоническую печать, современный типаж несколько выродился и потерял былой лоск. Такой будет готов горько расплакаться, если у него на сумке оторвалась ручка, но вместо того, чтобы решить возникшую проблему, будет жаловаться всем окружающим и громко рассказывать о своих чувствах. И с нетерпением ждать, что проблему решит кто-то другой.

У него никогда ни в какой ситуации не будет "плана Б", потому что в жизни детей нет разных вариантов развития событий – все происходит так, как задумано в игре, а если не получается, можно упасть на пол, постучать ногами, прибегут мамапапа и все зарешают. И когда вы сыграете роль мамы и папы в одном лице, он не будет чувствовать себя обязанным, потому что родители должны помогать детям. Он будет смертельно обижаться на слова "Ты же ведешь себя как ребенок!", хотя он действительно будет вести себя как ребенок, требующий игрушку. Он не будет выполнять данных обещаний абсолютно без угрызений совести. В его бедах и неудачах всегда виноват кто-то другой – плохие родители, бесчеловечная система, сложившиеся обстоятельства, ты лично. Но никогда – он сам.

Иногда мне кажется, что у инфантилов не заканчивался переходный возраст, а затянулся на пару десятков лет. Кстати, типичный инфантил не будет рассказывать о том, что произошло с ним за последние 20 лет – потому что, как правило, за эти годы не произошло ничего интересного. Зато поведает массу увлекательных историй о своем замечательном детстве! И если все-таки снизойдет до рассказов о своей взрослой жизни, они не будут сильно отличаться от похвастушек подростка, который курил за гаражами и впервые выпил стакан водки. И дружить инфантил стремится с молодежью – потому что со сверстниками ему еще неинтересно: бизнес, фьючерсы, поменять забор на даче, налоговая, дети в Гарвард поступают – ну что за бред!

Вернемся к портрету Дориана Грея. Дело в том, что убегать от реальности – прекрасный способ не взрослеть. Но рано или поздно реальность всегда заключает любого в свои стальные объятия – например, когда родные и близкие в сердцах говорят: "Знаешь, что? С нас довольно твоих выходок! Решай свои проблемы сам! Тебе уже за сорок, а ты нигде дольше полугода не работал!" Тогда рано или поздно и наступает тот самый пресловутый кризис среднего возраста – когда инфантил смотрит в зеркало, но видит там не беспечного Питера Пэна, а сорокалетнего человека, покрытого морщинами и с сединой в висках. Разочарование, необходимость наконец-то взрослеть давит непосильной ношей: Дорианы начинают метаться, еще сильнее всех вокруг обвинять, в общем, всячески агонизировать.

Хотя я выше все время описывала некоего усредненного "юношу", не стоит думать, что инфантилизм – только мужской порок. Просто в женщинах инфантильность взращивается гендером, поэтому не так сильно заметна. Особенно при удачном с точки зрения патриархального общества замужестве – обеспечивающем семью муже, за которым как за каменной стеной. Кстати, эдаким Дорианом можно счастливо дожить и до глубокой старости, но в нашем быстро меняющемся мире все чаще случается и так, что близкие вдруг начинают ждать взрослых поступков, а не капризов и беспомощного нытья.

Мне кажется, кризис среднего возраста – это просто период позднего взросления: всему должен быть свой срок: порхать и веселиться никто не запрещает, но брать на себя ответственность за собственную жизнь – гораздо важнее. Иначе потом будет мучительно больно смотреть на покрытый морщинами портрет, сожалея об утраченных возможностях.

Похожие темы:

Следующая публикация