Семья и кризис

Семья и кризис

Авдотья Разгуляева считает, что любой кризис можно пережить.

В последнее время все чаще наблюдаю разлады в семьях. Мои знакомые психологи рассказывают, как много сейчас приходится работать с парами на грани развода. Причина одна – взаимные претензии и агрессия.

Картина семейного кризиса у всех примерно одна и та же. Муж не справляется с обязанностями кормильца семьи, не в силах заработать больше денег. Он чувствует свою ответственность, вину, бессилие. В своих чувствах он ходит по кругу, что еще сильнее его выматывает. Неспособность разобраться с проблемами внешними и внутренними рождает агрессию. Он начинает истерить в буквальном смысле: придирается к жене, срывается на детях. Жена, в свою очередь, ожидает от мужа, что он (он же мужчина!) решит проблемы и "поведет себя как мужик". Злится на него за его малодушие, пилит его, ведет с ним долгие разговоры о правильном воспитании детей.

Женщины, которые не ведают о психологии семейных отношений, напрямую обвиняют мужа в бездействии и слабости. Психологи (а в семьях психологов тоже сейчас не все гладко, ведь психологи тоже люди) пытаются быть мудрыми, ищут форму подачи, чтобы спровоцировать мужа на действия. Но ведь злятся и те, и другие! В итоге клубок агрессии копится и постоянно маячит в фоне. Дети, в свою очередь, на лету "ловят" фоновую агрессию, тревогу и бессилие. Детям непонятно, что происходит, им страшно, они начинают болеть, капризничать, хуже учатся.

Комок взаимных претензий разрастается, в итоге часто приводит к разрыву. Я наблюдаю ситуации, когда муж уходит из семьи, либо его "уходят". В итоге несчастны все.

Семейные психологи выделяют признаки хороших семей. Это те семьи, в которых все члены друг с другом живут в мире и согласии не только в благоприятные моменты жизни, но и во времена кризисов. Они сплачиваются против невзгод окружающего мира, поддерживают друг друга в трудностях. При этом каждый член семьи сам отвечает за свою стабильность и безопасность, не возлагая ответственности за это на других членов семьи и не выдвигая претензий. В этих семьях никто друг другу ничего не должен, но каждый старается дать другим свою заботу и поддержку.

Тем, кто привык только к конфликтным отношениям, кажется, что дружных семей не существует. Либо что никакая сплоченность не выдержит и развалится под гнетом постоянных стрессов. Но я знаю дружные семьи. Один из эталонов хороших семей для меня – это семья моей сестры. Они живут в Макеевке (кто не знает – это пригород Донецка), и у них трое детей. Там, где они живут, не просто кризис. Там уже два года война. Они два года живут в тревоге за завтрашний день. Их дети привыкли засыпать под грохот взрывов. Но я не встречала более дружной семьи. И невзгоды их только закалили и сблизили. В моем окружении нет более стабильных и позитивных людей, чем моя сестра и ее муж.

Я не имею права давать советы и учить, как выйти из круга взаимных претензий и построить дружную семью, хоть и работаю с клиентами над разрешением их кризисов отношений. Свою семью я однажды благополучно развалила, другую пока не создала. Но я могу сказать от имени женщины, которая также переживает кризис, но при этом не имеет возможности переложить ответственность за свою стабильность и безопасность на кого-то другого и ждать, что кто-то решит ее проблемы за нее. Я точно знаю, что из этой точки ответственности, когда я сама за себя и мне никто ничего не должен, мне проще сохранять позитивный взгляд на реальность и выстраивать такие отношения со своим окружением, в которых я больше отдаю, чем ожидаю или требую.

Семья – это первые люди, или даже единственные, с которыми можно дружить против всех, когда жизненные обстоятельства заставляют бороться и воевать. Но для этого нужно отказаться от мысли, что тебе кто-то что-то должен, самому заняться обеспечением своей безопасности и научиться сотрудничать.

Похожие темы:

Следующая публикация