Еда как средство управления родителями

Еда как средство управления родителями

Фото: Getty Images/Fotobank

Вам знакома ситуация, когда родители вместе с бабушками и нянечками бегают за малышом с ложками и с присказками ("Давай за маму", "Еще ложечку за папу"), а ребенок с криками отказывается от любой предлагаемой здоровой еды, зато весьма аппетитно уминает предложенные бабушкой из жалости пирожные ("Бедненький, ты же ничего не поел"). Детский психолог, кандидат психологических наук Наталья Компанец (www.mir-detej.kiev.ua) рассказала, как ребенок учится манипулировать взрослыми.

Годовалому Илье давно уже пора переходить на взрослую пищу – это настоятельно рекомендует педиатр, об этом "кричат" результаты анализов, показывающие низкий гемоглобин. Однако Илюша никак не может отказаться есть грудное молоко на завтрак, обед и ужин, каждый раз устраивая истерики и требуя грудь. Педиатр уверенно полагает: "Мамочка, вы избаловали своего ребенка. Он манипулирует вами при помощи истерики".

Манипуляция или нет?

По словам Натальи Компанец, в "молочном детстве" (примерно до года) манипулирования как такового, возможно, и нет. Ведь трудно предположить у ребенка наличие такой зрелой причинно-следственной связи между достаточно сложным пищевым поведением и управлением поведением родителей. Так что если мы говорим о ребенке, который отказывается есть что-либо, кроме груди, нужно задуматься о его сенсорных приоритетах. Возможно, еще "не насытились" его рецепторы во рту, и ему дальше требуется сосать, а к хватанию пищи с ложки и тем более жеванию ребенок еще не готов. В этом случае лучше посоветоваться со специалистом, как ребенка подготовить к переходу на взрослую пищу. Есть еще дети, у которых задерживается развитие глотательных движений, и они не могут есть твердую пищу достаточно долго. У таких детей даже вызывается рвотный рефлекс, если его пытаются покормить "твердым" супом, а не привычным, размятым в пюре. В этом случае тоже нужно подождать созревания и на всякий случай показать специалисту. Например, даже для очень маленьких детей подходит краниосакральная терапия, во время которой можно определить состояние развития мышц, которые будут, кстати, участвовать еще и в формировании речи. Еще есть грустный момент: если у ребенка есть аутизм, тогда с малых лет обнаруживаются предпочтения в пище. И ребенок не манипулирует, ему действительно хочется определенной пищи.

Когда есть манипуляция?

Алгоритм закрепления навыков манипулирования родителями прост: "не нравится" – "покричал" – "получилось" – "в следующий раз буду кричать настойчивей – быстрее устранят то, что не нравится". А это может происходить в любой ситуации, даже не связанной с приемом пищи. Формируют эту цепочку родители, когда первый раз достаточно быстро и потому не обдуманно "подчиняются" крику. При этом "цепочку манипулирования" начинает всегда ребенок. Конечно же, у него нет осознанного желания управлять поведением родителей, он всего лишь пытается найти ЛЮБОЕ взаимодействие с окружающей средой и с родителями, как частью этой среды. Если же родители постоянно одинаково реагируют, тогда наступает "научение". И ребенок связывает свое действие (крик) с последующими действиями родителей, которые убирают неприятное событие или предмет (не нравится твердая пища) или дают приятный (грудное молоко вместо любого остального питания, конфеты, печенье или картошку фри вместо здоровой еды). Манипуляция – это когда уже есть постоянство в этой цепочке. При действительно экстремальной ситуации (боли в животе, начинающееся заболевание) по мимике, температуре и положению тела (руки или ноги возле животика) чуткие родители всегда смогут понять, что ситуация скорее требует совета врача, а не психолога.

Трехлетняя Даша уже давно знает, где лежат конфеты и что бабушка всегда готова испечь вкусные булочки. Но мама почему-то упорно готовит и готовит "невкусную" еду. "Не хочешь борща, Дашенька? Хорошо, я приготовлю тебе куриный супчик". "А, и супчик не понравился? На тебе котлетки". Где-то на третьей смене блюд Дашенька начинает нетерпеливо хныкать, на четвертой уже плачет, при пятой уже горько рыдает навзрыд. Как правило, между четвертым и пятым этапом либо приходит папа и строго наказывает маме: "Дай ей то, что она любит!", – либо прибегает бабушка со свежеиспеченной булочкой.

Что родители делают не так?

Фото: Getty Images/Fotobank

Если ребенок уже усвоил "управление родителями" при помощи пищевого поведения, в этом случае, как правило, истерики и манипуляции существуют не только за столом. Родители в этом случае должны понять:
Это они делают что-то не так, а не ребенок плохой.
Необходимо найти специалиста, который найдет, "где тонко и скоро порвется", а также "где соломку постелить на будущее".
Выполнять советы специалиста, поскольку в этом случае нужна коррекция, иногда достаточно интенсивная. (Вы же не хотите, чтобы вами всю жизнь командовал манипулятор? Нет, скорее МАНИПУЛЯТОР? А если потом он захочет наркотики попробовать – тоже будете идти на поводу?).

Пищевое поведение – память рода

Если же плохое поведение у ребенка только за столом, важно задуматься о своем собственном пищевом поведении: "А правильное ли оно у меня? Может, ребенок указывает на собственные ошибки?" Дело в том, что наше пищевое поведение – это память нашего Рода, который голодал, страдал от войн, когда самые лучшие кусочки давались детям, чтобы не умерли от голода. Современные дети уже не умирают от голода, поэтом, если убрать излишества, они получат нормальное сбалансированное питание. Есть зафиксированный научный эксперимент. Исследователи проверяли, что и как едят младенцы, если их не заставлять. Оказалось, их выбор был близок к сбалансированному питанию. Другими словами, ребенок интуитивно знает, что нужно его организму. Мы же даем беременной женщине то, что она хочет ("значит, ребеночек захотел")? Нет ни одного подростка, который не умеет опустошать холодильник, когда ему хочется есть. Так что наберитесь терпения.
Если, прочитав предыдущий абзац, вы готовы продолжать борьбу за каждую ложку, тогда все-таки начинайте с изменения своего пищевого поведения.

Рецепты хорошего аппетита

"Не хочешь кушать? Не надо. Значит, позже", – так нужно реагировать на истерики за столом. Но при этом ничего другого ребенку давать не нужно. Из питья – лишь воду. И не отступать ни на шаг! Если ребенок уже привык добиваться криком нужной еды (печенья, конфет), то придется потерпеть крик некоторое, но все же настоять на своем: "Не голодный? Прекрасно! Значит, и печенье не нужно. Печенье только после еды".

Татьяна Корякина


Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Воспитание детей
Следующая публикация