В настоящее время все больше родителей задумываются об альтернативном обучении для своих детей. У кого есть финансовые возможности – отдают своих детей в коммерческие гимназии, или в вальдорфские школы, а некоторые задумываются о получении образования вне стен общеобразовательной школы. Тем более что законом это не запрещено.
Моя дочь с пеленок яростно сопротивлялась каким-либо правилам и нормам, развиваясь по какому-то своему, индивидуальному плану. Еще в первом классе она вдруг заявила: «Почему я должна каждый день вставать рано утром и идти в школу? Почему я не могу делать все задания дома, а в школу носить тетрадки?» Тогда я посчитала это проявлением лени. А сейчас, когда на носу третий класс и ситуация с нежеланием подчиняться общим правилам не поменялась, я решила разобраться, сможем ли мы осилить экстернат?
Первое, что я узнала, – это то, что совсем не учиться в школе по нашим законам нельзя. Каждый человек обязан получить образование. А это значит – наравне со всеми сдавать экзамены и проходить аттестацию. Далее, обучение вне стен школы регулируется Положением об индивидуальной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях №732 от 20 декабря 2002 года, с изменениями от 5 февраля 2003 года №61 и 15 октября 2004 года №797, а также Положение об экстернате в общеобразовательных учебных заведениях №431 от 19 мая 2008 года.
Согласно Положению об индивидуальном обучении, моя дочь могла бы продолжать числиться в той же школе, что и сейчас, проходя обучение по индивидуальному графику, если бы для этого были очень уважительные причины:
- ребенок по состоянию здоровья не может посещать школу;
- ребенку необходимо пройти лечение в больнице сроком не менее 1 месяца;
- ребенок способен окончить школу по ускоренной программе;
- имеют право обучаться индивидуально дети, проживающие в селах и поселках, где количество учеников не превышает 5 человек;
- ребенок не нагоняет учебную программу 1 степени за 2 учебных года;
- ребенок требует коррекции физического или умственного (психического) развития в случае, если родители отказываются отправлять ребенка в специализированный интернат.
Из вышеперечисленного я сделала вывод: согласно этому Положению, мне, скорее всего, откажут. Если, конечно, не посчитают, что мы обе соответствуем последнему пункту списка. И все же я решилась поговорить с директором нашей школы. Виктория Евгеньевна всегда идет навстречу родителям, но в этот раз сразу начала меня отговаривать от такого шага. Во-первых, она сказала, что ребенок должен расти и развиваться в коллективе. Необходимость в социализации у нас никто не отменял. Во-вторых, она намекнула на то, что неплохо было бы показать моего ребенка психологу, раз у нее такой непримиримый протест вызывает необходимость просыпаться каждое утро в 7 часов и сидеть за партой, внимательно слушая учителя и старательно выводя закорючки, на протяжении 4-5 часов. Потом, правда, призналась, что Районо (а именно в стенах этого заведения рассматривается заявление родителей и выдается разрешение на индивидуальное обучение) крайне негативно относится к таким проявлениям детско-родительской самостоятельности, и необходима действительно уважительная причина для получения разрешения. «У нас это единичные случаи, – сказала Виктория Евгеньевна. – Они либо связаны с длительной болезнью школьника, либо с длительным пребыванием за границей». На вопрос, что же мне в этом случае делать, если мы с дочерью однозначно решим учиться в школе самостоятельно, она посоветовала подать документы в Киевскую школу экстернов.
Согласно Положению об экстернате, дети действительно могут рассчитывать на обучение в школе-экстернате, если:
- по каким-либо причинам не имеют возможности посещать учебные занятия в общеобразовательном учебном заведении (как я уже поняла, отчаянное вольнодумство не является такой уважительной причиной);
- ускоренно освоили учебный материал соответствующего класса;
- не завершили обучения в учебном заведении общего среднего образования;
- являются учениками общеобразовательных учебных заведений с дневной формой обучения, но по не зависящим от них причинам не могут пройти годовую аттестацию не более чем по двум предметам;
- являются выпускниками учебных заведений предыдущих лет, которые в свое время не имели годового оценивания и (или) не прошли аттестацию по каким-либо предметам (количество предметов не ограничивается);
- получили документ о соответствующем уровне общего среднего образования за границей;
- являются гражданами Украины, которые временно или постоянно проживают за границей и учатся в Международной украинской школе дистанционно;
- являются иностранцами или лицами без гражданства, которые проживают в Украине на законных основаниях.
Я обратилась в Киевскую школу экстернов с просьбой разъяснить, насколько реально моей дочери получить образование в экстернате. Секретарь мне объяснила, что для того, чтобы приняли документы, моя дочь должна быть либо одаренным музыкантом (для которого занятия с музыкальными педагогами важнее занятий в обычной школе), либо спортсменкой, либо интеллектуальным вундеркиндом, способным освоить программу нескольких классов за один год. Потом, правда, призналась, что для поступления достаточно справки, что она учится в музыкальной школе и в то время, как в школе проходят уроки, она занимается музыкой. Насколько я поняла, вопрос о поступлении в школу-экстернат решается проще, чем я думала, и при горячем желании попасть туда вполне реально.
При поступлении нам выдадут учебники и помогут разработать индивидуальный график обучения. Мы имеем право на 3 консультации с преподавателями за семестр и обязаны в нужные сроки приходить на экзамен. А в остальном – полная свобода. Конечно, при наличии у ребенка усидчивости, а у родителей – терпения и времени организовать четкий режим и график освоения материала. И последнее – самое сложное в процессе индивидуального освоения школьной программы. Поэтому, прежде чем решиться на экстернат, нужно очень тщательно все взвесить и ответить самим на следующие вопросы:
способны ли вы воздействовать на своего ребенка и в нужное время усадить его за учебники?
хватит ли у вас самих терпения и знаний объяснить ребенку материал, который он не понял?
насколько вы сами организованы?
есть ли у вас время контролировать процесс обучения вашего ребенка?
Я поинтересовалась в школе экстернов, как определить, является ли моя дочь вундеркиндом. Может, существует какая-то комиссия, определяющая способность ребенка к ускоренному обучению? На что женщина ответила: «Вы поступайте в школу. Освоит программу двух классов за один год – значит, вундеркинд».
Татьяна Корякина