10 самых громких кинопремьер года

10 самых громких кинопремьер года

Кинорепертуар нынешнего года скудным никак не назовешь – здесь есть кино на любой вкус. Перед вами – топ-10 кинопремьер 2011 года.

"Служебный роман. Наше время" 

Этот "киношедевр", несомненно, займет свое почетное место в ряду наиболее бездарных сиквелов и ремейков, столь популярных в наше время. Авторы картины в лице сценарной группы из "95-го квартала" и режиссера Сарика Андреасяна, решив "замахнуться на Уильяма нашего Шекспира", вряд ли действительно осознавали, на что именно посягали. Ну, а лучшим приговором им стало их же собственное творение: там удивительно красноречиво измельчало все: шутки, диалоги, актерские работы, где вместо Алисы Фрейндлих Светлана Ходченкова, вместо Андрея Мягкова Владимир Зеленский, а вместо Олега Басилашвили – Марат Башаров. Впрочем, режиссер фильма в одном из интервью признался, что авторитетов в лице выдающихся актеров и даже режиссера Эльдара Рязанова для него не существует, и вообще он снял – дословно – "потрясающее, гениальное кино". Что же, поскольку Андреасяну всего 27 лет, есть надежда (хоть и очень слабая), что со временем он поумнеет и все-таки научится снимать не подделки на один день, а фильмы на все времена, как это делали те, чей авторитет он сегодня так упорно отрицает.

Список "киноудач" года продолжают такие российские фильмы, как "Беременный", "Лучший фильм 3D" и "Выкрутасы". Надо отдать должное авторам последней картины – режиссеру Левану Габриадзе и продюсеру Тимуру Бекмамбетову: им удалось  нечто очень дорогое, но, увы, невразумительное по смыслу и содержанию. История любви учителя русского языка Славы Колотилова и красавицы Нади настолько же невероятна, насколько не убедительны сами актеры в навязанных им образах – Константин Хабенский и Милла Йовович похожи на кого угодно, только не на провинциала-неудачника и москвичку, пусть даже и весьма успешную. Единственный, кто смотрится более или менее органично, это исполнитель третьей главной роли Иван Ургант, да и то, наверное, только потому, что играет практически самого себя.

"Король говорит" 

История английского короля Георга VI, излечившегося от заикания, снятая Томом Хупером, совершила, казалось бы, невозможное, объединив тех, кто часто находится по разные стороны баррикад, – зрителей и критиков. "Король говорит" с бюджетом в 15 миллионов долларов за полгода проката собрал по всему миру более 400 миллионов долларов. Угодила картина и критикам – на популярном киносайте Rotten Tomatoes она – неслыханное дело! – получила рейтинг, равный 95 %. "Король говорит" был номинирован на премию "Золотой глобус", премию Британской и Американской ("Оскар") киноакадемий и собрал целую охапку призов.

И если с критиками все более или менее понятно, то выбор зрителей в данном случае говорит о том, что их предпочтения не так уж однозначны, как принято считать, и не исчерпываются драками и погонями со стрельбой и смертоубийствами. А мысль о том, что для сильного духом человека невозможного не существует, близка многим из нас.

"Черный лебедь" 

Положительно был воспринят критиками и психологический триллер Даррена Аранофски "Черный лебедь": около 90% рецензий на него были хвалебными. Но – и это интересно! – каждый из специалистов и зрителей увидел в нем что-то свое. Для одних ключевым словом стал триллер, и они обращали внимание только на мистику. Другие сосредоточились на психологии и с интересом наблюдали, как черное и белое, добро и зло, тень и свет, ангел и демон борются между собой не только в постановке "Лебединого озера" на сцене, но и в душе отдельно взятой балерины. А для третьих эта картина – еще одна демонстрация безграничности человеческих возможностей, ведь преодолевать себя приходилось не только героине, но и самой актрисе: за время съемок Натали Портман научилась танцевать так, что даст фору иной профессиональной балерине.

"Утомленные солнцем-2. Цитадель" 

 

Все, что делает Никита Михалков, всегда вызывает большой интерес и, как следствие, массу оценочных суждений, далеко не всегда положительных. Но такого провала, как с "Утомленными солнцем-2", Никита Сергеевич еще не знал, на обе части картины – "Предстояние" и "Цитадель" – не было, наверное, ни одной положительной рецензии, зато было много критики разного разбора, вплоть до матерных ругательств, фотожаб, шуток и анекдотов. Если учесть, что все это совпало с бунтами в Союзе кинематографистов России, председателем которого является Михалков, то станет понятно, что такой моральный прессинг мог выдержать только очень сильный человек, каковым он и является.

Разбор полетов, точнее, выяснение причин того, почему у Никиты Сергеевича получилось именно такое кино, в нашу задачу не входит. Можно только предположить, что дважды в одну и ту же воду нельзя войти даже в искусстве, и Михалков напрасно последовал примеру Конан Дойля и Ильфа и Петрова, воскресив героев, которых благополучно похоронил в "Утомленных солнцем".

"Гарри Поттер и дары смерти-2" 

"Поттериана", которую уже по праву можно назвать фильмом-эпопеей, в последней своей части стала истинным образчиком голливудского кино. История, которая начиналась, как сказка с полетами на метлах и прикладной магией, превратилась в вариацию столь популярного в американском кино сюжета о борьбе добра со злом. Сегодня изрядно повзрослевший Гарри Поттер спасает мир от вселенского зла, что, конечно же, хорошо, но сама сага, увы, потеряла свою изюминку, что плохо. Впрочем, это не помешало поклонникам картины с нетерпением ожидать премьеры, а в первый ее день штурмовать кинотеатры. Пикантность ситуации состояла еще и в том, что поклонники саги прощались со своими любимыми героями, ведь вторая часть "Гарри Поттера и даров смерти" должна стать последней серией "Поттерианы". Во всяком случае, так пока утверждают ее создатели.

"Меланхолия" 

Скандал вокруг нацистских высказываний режиссера "Меланхолии" Ларса фон Триера, завершившийся изгнанием последнего с кинофестиваля в Каннах, затмил сам фильм, что по меньшей мере несправедливо. Тему конца света, которую на протяжении последних двух десятков лет не эксплуатировал только ленивый, режиссеру удалось переместить из натуралистической плоскости в психологическую. Катастрофу мирового масштаба – столкновение Земли с планетой Меланхолия, прообразом которой является пресловутая Нибиру, – Триер рассматривает через душевное состояние двух сестер, Джастин (Кирстен Данст) и Клэр (Шарлота Генсбур).

Европейская киноакадемия, которую еще называют европейским "Оскаром", назвала "Меланхолию" лучшим фильмом 2011 года, призы за лучшую работу получили также его оператор и художник. Как воспринял оценку своей картины фон Триер доподлинно неизвестно, ведь после скандала в Каннах режиссер на публике не появляется.

"Елена" 

Картина Андрея Звягинцева, произведшая фурор на Каннском кинофестивале, где она получила приз в конкурсе "Особый взгляд", на своей родине, в России, вызвала отклики более чем неоднозначные – от резкого неприятия до столь же резкого приятия и одобрения. Кому-то история простой женщины "из народа", убивающей также легко и, главное, походя, как она готовит обед или моет пол, этакого современного Шарикова кажется чуть ли не манифестом, обличающим общество потребления, стремящееся к материальному при минимальном стремлении к духовности, кому-то – цитатником, состоящим из штампов худших образчиков драматургии XIX века. В любом случае, "Елена" – повод задуматься над тем фактом, что наше общество опять, похоже, двигается не в ту сторону, и мы, как говорится, в очередной раз напоролись на то, за что так долго и увлеченно боролись.

Особая "фишка" картин Звягинцева – незабываемые актерские работы, именно ему мы обязаны потрясающими ролями Ивана Добронравова, Константина Лавроненко, Александра Балуева, а теперь вот еще и Надежды Маркиной. Будучи актером по образованию, Звягинцев знает, как работать с актерами, чего и, главное, каким образом от них требовать, а этим даром в современном  кино мало кто может похвастаться.

"Фауст" 

Если фильмы Сокурова никогда не были искусством для всех, то "Фауст" – не для всех в квадрате. Критики уже окрестили "Фауста" самой неприятной картиной мастера, в которой среднестатистического зрителя раздражает все – мутноватая и мрачноватая (преимущественно в серо-зеленых тонах) картинка, неестественное поведение и невнятная речь героев. Прибавьте ко всему вышеизложенному тот факт, что фильм снят на языке первоисточника – немецком, хотя сам режиссер и не считает "Фауста" экранизацией, скорее, "чтением между строк". Но если вам все-таки удастся пробраться через все эти препоны, как сквозь заросли лиан в лесах Амазонки, вам откроется замысел автора, переложившего – вопреки устоявшемуся мнению – львиную дозу ответственности за судьбу Фауста с Мефистофеля на него самого – в конечном итоге только сам человек виноват в том, что и как происходит в его жизни. Жюри Венецианского кинофестиваля, наградив "Фауста" "Золотым львом", обосновало свой выбор тем, что "фильм Сокурова изменит всякого, кто его увидит".

 

 

"Сумерки-4: Рассвет" 

Еще один финал долгоиграющей истории – правда, все-таки значительно короче предыдущей – "Сумерки-4: Рассвет". Впрочем, заключительная часть саги будет состоять из двух частей, так что впереди у почитателей "Сумерек" как минимум еще одна премьера – в ноябре 2012 года. Сказка для взрослых, повествующая о том, что вампиры тоже могут любить, ревновать и даже рожать наделенных сверхспособностями детей, да и вообще в смысле проявления чувств мало чем отличаются от обычных людей, полюбилась зрителям. Появления новой серии ждали с нетерпением, хотя ее премьера в ожидании выхода на экраны картины "Высоцкий. Спасибо, что живой", в Украине и России прошла почти незаметно.

"Высоцкий. Спасибо, что живой" 

Пока фильм о четырех днях жизни Владимира Высоцкого поражает воображение не столько своими художественными качествами, сколько пиар-кампанией по его продвижению, которую впору было бы сравнить с вакханалией, а то и с шабашем. Подобного размаха не видела еще ни одна отечественная картина: редкая программа как российского, так и отечественного телевидения обходилась без ее рекламы.

Приманка сработала – так, впервые за последние пару десятков лет на премьере Красный зал киевского кинотеатра "Украина" не смог вместить всех желающих. Но нет ничего хуже обманутых ожиданий, а то, что фильм не оправдал возложенных на него надежд, ясно уже сейчас, несмотря на хорошую мину, которые умудряются делать его создатели при плохой – как в прямом, так и в переносном смысле – игре. Впрочем, возможно, со временем страсти улягутся, все встанет на свои места, ведь "большое видится на расстоянии"? Поживем – увидим…

Таисия Кондратьева

Похожие темы:

Следующая публикация