Семь легендарных украинок, изменивших мир

Семь легендарных украинок, изменивших мир

Роксолана

Накануне Дня независимости Украины вспоминаем украинок, вошедших в историю не только нашей страны, но и всего мира.

Лыбедь

Фото: УНИАН

Лыбедь – полянская княжна и первая в истории киевлянка. Ее имя мы знаем благодаря дошедшей до нас в "Повести временных лет" легенде, рассказывающей об основании Киева: "И было три брата: один по имени Кий, второй – Щек, третий – Хорив, и сестра их – Лыбедь. Кий сидел на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая нынче зовется Щековицей, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоревицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев". До наших дней Лыбедь дошла в качестве протекающей по центру Киева реки – когда-то полноводной и судоходной, а нынче – закованной в каменное русло и протекающей под землей.

О том, как выглядела Лыбедь, мы и вовсе не знаем ничего – исторические документы таких сведений нам не оставили, поэтому можно подключить свое воображение или взять за основу представления о ней изображение на памятнике основателям Киева скульптора Василия Бородая, установленном над Днепром, в Наводницком парке, в 1982 году – в честь 1500-летия основания Киева. Кстати, красивую позу – на носу ладьи, с распахнутыми навстречу ветру руками – Лыбедь заняла за пятнадцать лет до Розы, героини фильма Джеймса Кэмерона "Титаник".

Анна Ярославна

Анна Ярославна / Фото: УНИАН

Все три дочери киевского князя Ярослава Мудрого – Елизавета, Анастасия и Анна – стали женами европейских монархов, но самой известной оказалась история Анны Ярославны. После того как Елизавета вышла замуж за норвежского принца Гарольда Сурового, а Анастасия – за короля Венгрии Андраша I, Анной заинтересовался овдовевший король Франции Генрих I – киевскую княжну он называл "воплощением красоты и мудрости". Анна Ярославна действительно получила блестящее образование: она читала на нескольких языках, в том числе на старославянском и греческом, писала кириллицей и глаголицей, изучала историю и математику, хорошо рисовала. Для Европы XI века такое образование было диковинкой не только для женщин, но и для мужчин-дворян.

До Франции будущая королева добиралась несколько месяцев – Генрих I встречал ее в Реймсе. Говорят, невеста была так прекрасна, что, увидев ее, всегда хмурый и неприветливый король улыбнулся. В Реймсе прошло и венчание Анны и Генриха I, под брачным контрактом новоиспеченная королева поставила свою подпись, а король – крестик. Дочь Ярослава Мудрого присягала на верность Франции не на католическом, а на славянском Евангелии, которое привезла с собой.

Королева Анна родила Генриху трех сыновей и дочь Едингу. Ее первенец Филипп I Добрый унаследовал престол и стал не только королем Франции, но и самым образованным монархом своего времени – всему, что он знал, его обучила мать. Муж относился к Анне с уважением – под многими государственными документами того времени значится: "По согласию моей жены Анны" или "В присутствии королевы Анны". После смерти Генриха Анна вышла замуж за графа Рауля де Валуа, с которым прожила двенадцать счастливых лет – до смерти своего второго мужа. Где и когда ушла из жизни сама Анна Ярославна, доподлинно неизвестно, по одной из версий, это случилось в Германии, куда она отправилась в поисках старшего брата Изяслава, по другой – в Новгороде или Киеве, куда она решила вернуться незадолго до смерти, по третьей – во Франции, в аббатстве Санлис, которое она основала в 1060 году. Именно там установлен памятник – женская фигура с короной на голове, на его постаменте написано: "Анна Киевская. Королева Франции".

Роксолана

Украинка Анастасия Лисовская, известная в Турции как Хюррем Хасеки-султан, а в Европе – как Роксолана (так назвал ее автор "Турецких записок", гамбургский Османской империи Огьер Гизелин де Бусбек), дочь православного священника из Рогатина, прошла непростой путь от рабыни и наложницы до любимой жены султана Сулеймана II и самой влиятельной женщины в его империи. Авторы сериалов о Роксолане делают акцент на ее внутридворцовой борьбе за влияние на Сулеймана с другими наложницами султана и даже его матерью Валиде Хамсе. Она действительно не только могла часами развлекать любимого разговорами об искусстве, читала стихи, пела, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах. Но были у Роксоланы и другие таланты: она наполнила казну деньгами, открыв винные лавки, и "заманила" в Стамбул крупнотоннажные торговые суда, углубив бухту Золотой рог и реконструировав причалы. На вырученные деньги Роксолана перестраивала султанский дворец и строила новые мечети, лечебницы, школы, дома для престарелых. Давала она своему мужу и дельные советы политического характера – причем как в вопросах внутренней, так и внешней политики.

Роксолана, родившая Сулейману шестерых детей, больше всего любила своего сына Селима, которому уверенной и жесткой рукой прокладывала путь на престол, устраняя всех, кто мог этому помешать – существует версия, согласно которой она умертвила даже двух других своих сыновей. Селим, который за любовь к горячительным напиткам вошел в историю под прозвищем "Пьяница", царствовал восемь лет, но Роксолана до этого не дожила – она умерла от простуды в 1558 году. Похороны любимой жены Сулеймана II прошли со всеми подобающими почестями, прах Анастасии Лисовской покоится в восьмигранной усыпальнице, украшенной алебастровыми розами, сердцевины которых украшены изумрудами – любимым камнем Роксоланы, который так подходил к ее зеленым глазам.

Мотря Кочубей

Мотря Кочубей / Фото: УНИАН

Матрену Кочубей, дочь генерального судьи Войска Запорожского Василия Кочубея, называют последней любовью гетмана Ивана Мазепы. Остроумная, страстная, непредсказуемая – этим качеством она была обязана своему предку, ногайскому татарину Кучук-Бею, и очень красивая, Мотря покорила сердце знаменитого военачальника, когда ей было 16 лет, а ему – 65. Мотря сбежала от родителей во дворец гетмана, но он вынужден был вернуть девушку домой, чтобы не настроить против себя казацкую старшину, а с ней и весь украинский народ. В разлуке влюбленные тосковали и писали друг другу письма, которое передавали из дома в дом их слуги, двенадцать из них, написанных Мазепой и адресованных Мотре, сохранились до наших дней. Девушка в ответ не только говорила гетману о своей любви, но и посылала подарки – прядь волос, снятое с шеи ожерелье и ночную сорочку. Родители девушки не простили гетману того, что он, как они считали, "очародействовал" их дочь, и начали писать на него жалобы российскому царю. Мазепе удалось оправдаться, и отца Мотри, Василия Кочубея, казнили за ложный донос.

Девушка говорила Мазепе, что видит в нем не гетмана, а великого мужчину, он же, в свою очередь, обещал возвести ее на престол, а за каждое свидание щедро одаривал деньгами и драгоценностями, что дает повод историкам подозревать Мотрю в расчетливости и корысти, но своим поведением после смерти Мазепы она доказала, что это не так. После Полтавской битвы, которая принесла перешедшему на сторону шведов гетману поражение, забвение, а затем и смерть, Мотря ушла в Пушкаревский женский монастырь, где и умерла. До конца своих дней она ходила на могилу отца, а перед смертью сказала монахине, которая была с ней ее последние часы: "Во всем виновата я, проклятая – погубила не только свою жизнь, но и отца, Мазепу, а с ними и всю Украину. Не полюби он меня, не пошли бы мы против воли родителей, а отец не стал бы жаловаться царю, глядишь, все сложилось бы по-другому".

Соломия Крушельницкая

Соломия Крушельницкая

Дочь священника Амвросия Крушельницкого из села Била, что в Тернопольской области, пела с детства – сначала в церковном хоре, потом – на концертах в Тернополе. Мечтая об оперной сцене, она окончила Львовскую консерваторию и училась у знаменитых итальянских педагогов. Крушельницкая пела на лучших мировых оперных сценах, выступать вместе с ней считали за честь такие звезды, как Энрико Карузо, Тито Руффо, Федор Шаляпин, который, влюбившись в Соломию Амвросиевну, не раз предлагал ей выйти за него замуж. Почитателями таланта и красоты Крушельницкой были также Василь Стефаник и Иван Франко, а сколько предложений руки и сердца она получала во время гастролей от знаменитых иностранцев, и не перечесть.

Коронной партией Крушельницкой по праву считается "Чио-Чио-сан" – эту оперу Пуччини певица спасла от забвения, перепев ее после того, как она была освистана публикой в Милане. После исполнения Соломией Амвросиевной "Чио-Чио-сан" ждал оглушительный – как в прямом, так и в переносном смысле – успех: публика скандировала имя певицы и кричала от восторга. Но больше всех арий Крушельницкая любила украинские народные песни – в каком бы уголке планеты она ни выступала, каждый свой концерт певица заканчивала ими. Когда во время гастролей в Санкт-Петербурге императорская семья попросила ее спеть у них дома, она исполнила несколько арий и "Веснівку". "На каком языке вы спели последнюю песню?" – спросил певицу Николай II, и она ответила: "На языке моего народа – украинском".

Мария Примаченко

Мария Примаченко / Фото: Wikipedia

Тягу к искусству Мария Примаченко – уроженка села Болотня, что в Киевской области, получила по наследству от родителей: ее отец был плотником-виртуозом, который мог сделать все – от детских игрушек до мебели, мать создавала уникальные вышиванки и научила этому умению свою дочь. Первой работой украинской народной художницы стали цветы, которые она еще будучи совсем маленькой девочкой нарисовала на стене своей хаты – восхищенные этой красотой односельчане попросили девочку расписать и их дома.

Когда Марии исполнилось двадцать семь лет, о ее таланте узнал весь мир. Выставка картин Примаченко объездила много стран, побывав почти на всех континентах, в то время как сама художница ни разу не выезжала из своей Болотни. И причиной тому стал не только полиомиелит, которым она страдала с детства, но и скромность звезды "наив-арта" – у нее не было амбиций, а творчеством – живописью, керамикой, вышивкой – она занималась не для того, чтобы покорить мир, эти занятия просто доставляли ей удовольствие. Незадолго до смерти Мария Авксентьевна сказала: "Не плачьте обо мне. Мне и на том свете будет хорошо, ведь там столько работы, что и не переделать".

Лина Костенко

Лина Костенко / Фото: УНИАН

Лину Костенко – самую популярную современную украинскую поэтессу – называют авторитетом, совестью нации и живой легендой. Свое первое стихотворение Лина написала в одиннадцать лет во время знаменитой битвы за Днепр – веточкой на земляной стене окопа, в котором пряталась вместе с другими киевлянами – от взрыва стена рухнула и чуть было не погребла под собой юную поэтессу.

В молодости, выбирая между любовью к польскому писателю Ежи-Яну Пахлевскому, за которого Лина Васильевна вышла замуж и которому родила дочь, и родиной, она пожертвовала чувствами, объяснив свое решение словами: "Я люблю, коханий, Київ і Варшаву, але Батьківщина в кожного своя". Поэтесса-диссидентка и шестидесятница часто заступалась за тех, кого считала несправедливо обиженными, и это дорого ей обходилось – ее книги снимали с печати, а то и еще раньше – на стадии верстки, а ее имя запрещали даже упоминать, но ее произведения не пропали – читатели переписывали их от руки, тайно передавая их друг другу.

В 1987 году за роман в стихах Лина Васильевна была удостоена Шевченковской премии, а спустя несколько лет отказалась от звания "Герой Украины", заявив: "Политическую бижутерию не ношу". Работать Костенко предпочитает, изолируя себя от окружающего мира – это требует от нее писательский труд. "Я отключаю телефон и домофон, закрываю двери и сажусь писать, – говорит Лина Васильевна, – в общем, делаю все, чтобы меня забыли. И благодарна за то, что, несмотря ни на что, меня не забывают". В 2010 году Костенко презентовала свою первую книгу прозы – роман "Записки українського сумасшедшего", который критики называют "украинским взглядом на мировое сумасшествие". Произведения Лины Костенко переведены на английский, французский, итальянский, белорусский, русский, эстонский, литовский и словацкий языки.

Мила Королева

Похожие темы:

Следующая публикация