Шпионы, которых мы любили: лучшие фильмы о разведчиках

Шпионы, которых мы любили: лучшие фильмы о разведчиках

Фильмы о разведчиках всегда были самыми популярными у зрителей, а их главные герои — точнее, исполнители этих ролей — чаще других актеров становились секс-символами. Выбрать лучшие картины этого жанра не так просто, как может показаться на первый взгляд, по причине их многочисленности: если верить кинематографистам, то на каждый квадратный метр в немецком руководстве времен Рейха приходилось по два советских разведчика.

"Щит и меч"

Четырехсерийный фильм Владимира Басова по одноименному роману Вадима Кожевникова — одно из главных киновпечатлений детства тех, кому сейчас от сорока до пятидесяти. Прототипом главного героя картины Белова-Вайса (Станислав Любшин) стали сразу два легендарных разведчика — Александр Святогоров и Рудольф Абель. Правда, последний поспешил откреститься от такой сомнительной, как ему показалось, чести — в книге главный герой слишком уж напоминал Джеймса Бонда, которого в Советском Союзе не жаловали.

В картине бондовский "авантюризм и безнравственность" пригладили, но зрителям, которые сегодня и не вспомнят о сюжетных перипетиях, он запомнился прекрасными актерскими работами Станислава Любшина и сыгравшего Генриха Шварцкопфа Олега Янковского (режиссер нашел его, тогда еще актера Саратовского драматического театра, в гостиничном кафе во Львове), для которого фильм стал дебютом в кино, и песней Вениамина Баснера "С чего начинается Родина".

"Адъютант его превосходительства"

Кто из нас в детстве не влюблялся в капитана Кольцова (Юрий Соломин) — главного героя одного из первых советских сериалов: его выправка, аксельбанты и родинка не могли оставить равнодушной ни одну представительницу прекрасного пола. В роли бравого адъютанта генерала Ковалевского Юрий Мефодиевич был настолько убедителен, что когда он начал играть совсем другие роли — например, Трактирщика в "Обыкновенном чуде" и Генриха Айзенштайна в "Летучей мыши" — поклонницы по инерции видели в нем очаровательного Павла Андреевича.

У Кольцова то же был реальный прототип — красный разведчик Павел Макаров, который, в отличие от своего реального перевоплощения, остался жив — в последний момент ему удалось бежать. Сегодня мало кто знает, что кинематографическое начальство категорически отказалось принимать картину, назвав ее "гимном белогвардейщине", и свет она увидела только благодаря заместителю председателя КГБ Семену Цвигуну. Выйдя на экран, "Адъютант его превосходительства" не только на несколько десятилетий стал любимой лентой у зрителей, но и получил Государственную премию.

"Мертвый сезон"

Фильм Саввы Кулиша "Мертвый сезон", рассказывающий о действиях советской разведки в период холодной войны, основан на реальных фактах. Прототипом главного героя картины Константина Ладейникова (Донатас Банионис) был знаменитый разведчик Конон Молодый, который работал на картине консультантом — в титрах он значится как К.Т. Панфилов.

Самыми напряженными и драматичными эпизодами картины стали сцены обмена Ладейникова на американского резидента Гревилла Винна, связного самого Олега Пеньковского, и его возвращения на родину, когда толпа в аэропорту радостно встречает выигравшую матч футбольную команду, проигнорировав разведчика, спасшего человечество от химического оружия массового поражения — газа "RH".

"Семнадцать мгновений весны"

Многосерийный фильм "Семнадцать мгновений весны", снятый Татьяной Лиозновой с блистательным Вячеславом Тихоновым в главной роли, пожалуй, самая популярная киноистория о разведчике времен Второй мировой войны. Во время первого показа картину посмотрели 200 миллионов человек — каждый раз, когда по телевидению шла очередная серия, улицы населенных пунктов пустели, а уровень преступности падал практически до нуля.

В качестве прототипа Исаева-Штирлица называют нескольких человек — создателя нелегальной разведки Александра Короткова, заместителя шефа германской разведки Вальтера Шеленберга Вилли Лемана и сына политического советника в 20-х годах ХХ века в Китае Нормана Бородина — на его кандидатуре настаивал сам Юлиан Семенов, но в наше время это уже не имеет особого значения, поскольку главный герой "Семнадцати мгновений..." уже давно существует в сознании зрителей сам по себе. Сегодня исполнителя этой роли однозначно назвали бы секс-символом, а сорок с лишним лет назад он в одночасье стал кумиром всех советских женщин от мала до велика. Со временем картину разобрали на цитаты, самые знаменитые из которых мы повторяем, иногда даже не подозревая об их источнике: "Он отлично понимал, что был на грани провала", "Ясность — одна из форм полного тумана", "А вас, Штирлиц, я попрошу остаться", "Маленькая ложь рождает большое недоверие", "Когда о нас, математиках, говорят как о сухарях — это ложь! В любви я — Эйнштейн!" "Поклянись!" — "Что б я сдох! Иди начерти пару формул", "Штирлиц идет по коридору". Ну а количество анекдотов, сочиненных о героях картины, говорит о том, что она стала поистине народной. Несколько лет назад появилась цветная версия "Семнадцати мгновений..", на которую дала согласие режиссер Татьяна Лиознова, сказавшая, что "у каждого поколения должен быть свой Штирлиц".

"С чего начинается Родина"

Сериал Рауфа Кубаева "С чего начинается Родина" часто сравнивают с многосерийным фильмом Валерия Фокина "ТАСС уполномочен заявить... ", снятым по одноименному роману Юлиана Семенова, но есть между картинами и продиктованные временем различия. Так, завербованный американской разведкой генерал-майор в отставке Дмитриев (Георгий Тараторкин) впервые представлен не отрицательным, а трагическим героем, решившимся на такой отчаянный шаг ради спасения смертельно больной дочери.

В отношении главного героя ленты — капитана контрразведки Громова, которого в финале фильма отправляют в США в качестве фальшивого перебежчика, то он, вне всякого сомнения, продолжит список киношных секс-символов из разведки, ведь его играет Евгений Цыганов.

Мила Королева

Следующая публикация