​Все, что вы не знали про Морозко

Пока вы там дожевываете оливье, вяло поругивая старые советские фильмы, Кристина Абрамовская копнула глубже. 

Ежегодные новогодние разборы фильма "Ирония судьбы, или с Легким паром" уже вылились в отдельный жанр. Но я на этот Новый год посмотрела другой советский фильм, который и решила разобрать в буквальном смысле по косточкам. 

Речь идет о знаменитом фильме "Морозко", в котором начала свою карьеру Инна Чурикова. В принципе, это разбор не столько фильма, сколько сказок, которые легли в его основу, благо, авторы хорошо поработали с материалом. 

Итак, как сказал знаменитый исследовать мифов Элиаде Мирча, "Сказка – это миф, который перестал быть священным". Начнем с того, что главный герой – красавец Иванушка становится оборотнем – превращается в медведя. В славянской мифологии медведь был настолько священным животным, что даже упоминать его имя было строжайшим табу. Его настоящее имя сегодня утрачено, и осталось только название-эвфемизм. Медведь – это тот, кто ведает медом, но живет при этом в берлоге. Сравним название животного, живущего в логове, с остальными европейскими языками: по-английски медведя называют bear. В немецком – der Bär. 

Ученые считают, что пещерный медведь был одним из первых тотемных животных в истории человечества. Даже неандертальцы ему поклонялись как своему прародителю, устраивая первые в мире капища, выкладывая кости и украшая его черепа. Позже люди приносили медведю жертвы (в основном, конечно, детей как самое дорогое). Другая знаменитая сказка – про Машу и разных медведей – именно об этом: ребенок почему-то попал не в семью волков, лисиц или енотов, а именно медведей, от которых приходится спасаться разными способами. 

Тема жертвоприношения вообще активно муссируется в славянских сказках. Так и случайная возлюбленная Иванушки, Настенька, на самом деле была жертвой грозному зимнему божеству Морозко (у него и имя-то происходит от корня "мор"– смерть). В некоторых исследованиях считается, что оставление девушек в лесу с прохождением ими всяких испытаний было таким себе обрядом инициализации. Но в данном случае Настеньку просто принесли в жертву Морозко как самую красивую девушку в деревне, чтобы умилостивить грозное божество леса, от прикосновения посоха которого мгновенно замерзают птицы. Настенька тоже не избежала смерти, хоть и была скромной и милой и за свое послушание попала в ледяные хоромы Морозко. 

И тут в игру вступает Баба-яга – персонаж настолько инфернальный, что мороз идет по коже. Итак, кто же такая была Бабушка-яга, которую в современной литературе превратили в смешного сказочного персонажа? Начнем с того, что она живет в избушке на курьих ножках. Курьи ножки не были куриными, как рисовали потом иллюстраторы. В условиях суровой долгой зимы, в которой жили предки славян (в основном угро-финны), умерших хоронили в эдаких домиках на деревьях или высоких пнях, которые весной поджигались. Курьи ножки – обгорелые (помните выражение из литературы "курная изба": в смысле та, в которой дым шел внутрь помещения?). 

Таким образом, Баба-яга-Костяная нога была полуразложившимся трупом, который лежал в своем гробу-домовине и пытался навредить миру живых (ну или посодействовать, если герой хорошо попросит). Так как Иванушкина невеста Настенька уже и так была при смерти, попав к Морозко, то помочь ее вызволить (как Орфею – Эвридику) могла только обитательница мира мертвых. Бабу-ягу по-хорошему надо бы сжечь (что и пытается сделать Иванушка), но так как она может ему помочь, то он все-таки выпускает ее из печи за обещание помочь найти любимую. 

Но Настенькину жертву Морозко принял, и к моменту обнаружения она уже умерла. Как множество принцесс до и после нее, красавица неподвижно лежит в стеклянном гробу. Я долго искала первоисточник сюжета о спящей красавице, которую будит возлюбленный поцелуем (в русских народных сказках его еще не было, напоминаю, литературную "Сказку о спящей красавице и семи богатырях" написал Пушкин). Впервые сюжет о смерти и пробуждении был описан во французском прозаическом рыцарском романе середины XIV века под названием "Персефорест", откуда перекочевал в "Пентамерон" – сборник сказок, где была история о спящей красавице Талии неополитанского автора Джамбаттиста Базиле (1636 год). Только у Базиле спящую на троне принцессу находит женатый король и пораженный ее красотой переносит на ложе, "сорвав цветок любви". Все еще пребывая во сне, Талия рожает близнецов, один из которых высасывает из ее пальца занозу – причину ее летаргического сна. Через год король вспоминает о красавице и хочет забрать новую возлюбленную с детьми к себе во дворец. Но там у него уже есть злая жена, которая приказывает сделать мясные пироги из детей. Вот такая куртуазная история об адюльтере и каннибализме – напоминает древнегреческий миф о царе, который приготовил на пир олимпийский богам своего сына, чтобы проверить, смогут ли они отличить мясо ягненка от человечины. (Только мать Персефоны, Деметра, огорченная тем, что ее дочь похитил царь подземного царства, в задумчивости съела плечо ребенка).

Как и с историей о Бабе-яге и Морозко, с течением времени градус истории Спящей красавицы снизился, сгладив некоторые пикантные детали. Так и в нашей сказке, красавица Настенька просыпается от горячего поцелуя, чтобы счастливо выйти замуж за Иванушку. Жителям деревни ничего не остается, как отправить другую девушку Морозко – похуже, но хоть какую-то. В оригинале сказке грозный зимний дух принимает жертву и замораживает старухину дочку насмерть. Но в фильме всего лишь возвращает ее домой на свиньях. В славянской мифологии свиньи относились к миру смерти и тьмы (не зря "православный" черт – с пятаком, хотя в Европе он является верующим в виде козла). 

Как видите, смешная новогодняя сказка превращается в страшную историю про смерть, возрождение и испытания. Напоследок бонус – про рождественскую елку: у кельтов это было священное вечнозеленое дерево. Елке поклонялись и украшали внутренностями жертв, чтобы умилостивить грозных зимних духов – вот откуда "ноги растут" у шариков, дождика и гирлянд!

Оставьте свой комментарий

Следующая публикация