Если в семье растет "пацанка"

Если в семье растет "пацанка"

Фото: www.credits

Она прекрасно ладит с мальчишками. Не позволяет называть ее принцессой, потому что считает, что они глупые. Ей ближе образы пиратов или разбойниц. Она больше любит брюки, чем платья с рюшами. Даже если она идет в школу опрятная, в юбке или платье, к концу дня она вся грязная и растрепанная, потому что носилась с мальчишками в догонялки. У нее огненный бунтарский характер, а подружки мамы постоянно говорят: "У тебя дочь растет неженственной, что-то с ней не то". 

"Женщиной не рождаются, ею становятся" (Симона де Бовуар "Второй пол" 1949)

"Пацанка" – не значит неженственная

Если ваша дочь ведет себя по-мальчишески, не спешите вслед за замечаниями окружающих вешать на своего ребенка ярлык "пацанки". На определенных этапах нормального развития девочки некоторые черты такого поведения могут проявляться. Например, если ваша дочь сопротивляется, когда ее называют принцессой, она так может заявлять о том, что она уже взрослая. Не та "принцесса", которой она была раньше — маленькая и "глупая", она переросла этот этап.

"Неженственное" поведение девочки может также быть связано с влиянием современного общества, в котором постепенно стираются различия в мужском и женском поведении. От женщины все больше ожидается занятие активной позиции — в любовных отношениях, в семье, профессиональной сфере, общественной деятельности. Чтобы преуспеть в современной обществе, женщина должна в чем-то сравняться с мужчиной, быть активной и овладеть мужскими чертами поведения. Это требование может транслироваться девочкам самими родителями, школой, обществом. Тогда девочки будут проявлять более активную позицию в играх, у нее будет идеал "пиратки", "разбойницы" или "принцессы-воина", которые более соответствуют ожиданиям общества.

Принимает ли девочка свой пол?

Несмотря на сказанное выше, все же стоит обратить внимание на вопросы, связанные с принятием девочкой своего пола. И это не только и не столько вопрос "женского поведения". Вместе с всемирно известным французским психоаналитиком и социальным деятелем Франсуазой Дольто (1908-1988, Париж) мы можем выделить несколько этапов, которые отображают принятие девочкой своей женственности. На всех этих этапах значение имеет поведение близкого окружения ребенка.

Фото: Getty Images/Fotobank

Первый этап. Принятие самими родителями пола своего будущего ребенка. Кого ожидают мать и отец — ребенка, либо уже конкретно мальчика или девочку? Каким образом такое ожидание связано с личной историей каждого из родителей?

В чем опасность: Родители, к примеру, могут неосознанно ожидать мальчика. Позиция по отношению к своему полу зачастую не осознается мамой, но также влияет на то, какое отношение к своему полу формируется у девочки.

Важно: Родителям – обратить внимание на то, как они относятся к еще не рожденному ребенку. Ждете малыша, независимо от его будущего пола? Зная пол по результатам УЗИ, говорите ли о будущем ребенке как о девочке? Маме – как вы относитесь к своему полу? Принимаете ли свою женственность?

Второй этап.Подтверждение от окружения принадлежности к женскому полу, что она такая же, как мать, старшая сестра, бабушка, только еще маленькая.

В чем опасность: Родители могут назвать ребенка двуполым именем, называть дочь сокращенным именем, которое не указывает на ее половую принадлежность, постоянно называть ее в третьем лице "он", "ребенок" и т. п.

Важно: Признание дочери в качестве девочки, прежде всего в речи.

Третий этап. Период, когда девочка уже воспринимает половые различия через понимание отличия половых органов. Это очень важный этап в формировании будущей женщины, который будет влиять на сексуальность, на то, будет ли она способна получать удовольствие от взрослых сексуальных отношений, какой будет ее жизнь в качестве женщины, как будет ощущаться возможность материнства и проживаться само материнство. На этом этапе будет проявляться стремление девочки примерить на себя образ женщины и матери — период, когда девочка так часто копирует "женское поведение". Когда девочка наиграется в женщину и получит подтверждение своей принадлежности к женскому полу, признание его особенности и ценности, можно говорить о том, что у нее уже как бы сформировано "обещание" того, что в будущем она станет женщиной.

В чем опасность: Если не обозначить для девочки особенности ее полового органа, его названия, отличного от мальчикового, то, что не названо, как будто не существует. То место, на которое наложен запрет на возможность чувствовать удовольствие, может в будущем ощущаться как неприятное, недопустимое, болезненное или попросту лишенное чувствительности.

Важно: Родителям подтверждать, что девочка обладает телом, которое станет таким же, как у матери, когда она вырастет. Она имеет такой же половой орган, как у матери, который отличается от мужского и формой, и способом получения удовольствия, а также функциями, к которым она получит доступ лишь в будущем.

Поддерживайте стремление дочери примерить на себя образ женщины и матери. Для мамы: позвольте вашей дочери поиграть в женщину, стать в женскую позицию, занять место матери в игровой форме. Для отца: оценить эти попытки, отметьте, что ваша дочь "маленькая женщина", а также всячески поощряйте и поддерживайте желание и стремление дочери делать то, что делает мама, заниматься женскими видами деятельности.

Четвертый этап. Период наступления половой зрелости. На то, как девочка проходит этап полового созревания, влияет на отношение к своему полу, которое она приобрела в предыдущие периоды своего развития.

В чем опасность: Иногда признаки взросления, например, появление первых менструаций, может стать травматичным для девочки и ее родителей, которые не готовы к тому, что она становится половозрелой девушкой. Общение с близкими может быть невозможным из-за недоверия девочки к своему ближайшему окружению. Взрослые могут отрицать или предпочитают не замечать изменения, происходящие с ней в ходе ее психофизиологического развития и становления в качестве женщины.

Важно: Выстроить доверительное общение матери и дочери.

Как мы видим, процесс формирования женской позиции, ее принятие начинается уже с появления на свет ребенка (даже ожидания его появления родителями). На этот процесс влияет множество факторов, которые во многом зависят от ближайшего окружения ребенка. И все же, то, что дочь в детстве проявляет себя как "пацанка", не является главным признаком непринятия женского в себе. Как можно наблюдать, многие бывшие "пацанки" становятся прекрасными женами и матерями. Но есть и такие, у которых личная жизнь не складывается, кто испытывает проблемы с реализацией своей женской роли.

Благодарим за помощь в подготовке материала практического психолога психоаналитического направления, магистра клинической психологии Университета Страсбурга, преподавателя Международного Института Глубинной Психологии (pa.org.ua) Ольгу Владимировну Колчанову.

Татьяна Корякина

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Воспитание детей
Следующая публикация