Куда пойти учиться: как помочь подростку с выбором

Конец учебного года, а вы со своим ребенком еще не определились, куда ему поступать учиться? Или ваши сын или дочь еще не заканчивают школу, но вы уже сейчас беспокоитесь о профориентации? Наша статья поможет вам принять решение. 

Требования времени сейчас стремительно меняются, поэтому методы выбора профессии, равно как и подходы к образованию, необходимо пересматривать. Рекомендации карьерного консультанта, коуча, профориентатора Анны Демидовой помогут вам отойти от известных стереотипов и определиться с выбором, куда пойти учиться ребенку.

Принцип выбора

Желательно, конечно, выбором профессии озаботиться заранее, еще после 9 класса. Но не все дети, да и родители, могут прийти к какому-то однозначному решению. Да и принятое решение, когда подростку 15 лет, может отличаться от стремлений и взглядов подростка в 17 лет, и родителей тоже. Чем же руководствоваться в выборе?

Существует классическая схема выбора профессии: "Хочу-Могу-Надо". "Хочу" – это то, что ребенку нравится, что ему интересно. "Могу" – это то, какие у него способности. "Надо" – это то, что требует рынок. Однако, если раньше рынок определял, что надо, и родители настаивали, чтобы ребенок осваивал престижную или востребованную специальность, то сейчас спланировать рынок довольно сложно. Он стремительно меняется, и сейчас очень сложно предугадать, что будет через 5 лет. В последние годы очень активно развивается рынок интернета, в том числе постоянно появляются новые профессии, и как он будет развиваться в ближайшей перспективе (особенно с появлением искусственного интеллекта), спрогнозировать сложно. Поэтому в современных реалиях рекомендуется в классической схеме опираться только на "Хочу" и "Могу".

Что я хочу?

Важно опираться в выборе на желания самого ребенка. Но очень часто подростки не знают, чего они хотят. Например, в силу различных причин желания заблокированы. В этом случае родителям важно уделять много времени и внимания данной теме в общении с ребенком. При этом быть гибкими, потому что прямые вопросы могут встречаться сопротивлением. Пристальный взгляд, внимательность помогут увидеть какие-то направления, в которые ребенку может быть интересно углубиться. Например, замечать, с каким настроением ребенок говорит о чем-то, какие фильмы, игры ему нравятся. Задавать об этом больше вопросов: что именно ему нравится и т.д. Таким образом, постепенно родители могут составить примерную карту желаний подростка. 

Важно не просто составить свою картину интересов ребенка, но еще стараться ее поддерживать и отражать. Часто бывает, что ребенок на вопрос "Что у тебя получается?" из своей тревоги отвечает: "Я ничего не умею". Это потому, что родители, учителя, одноклассники не отражают то, какие у ребенка есть хорошие способности. Например: "У тебя гибкое тело и явные артистические способности", "Смотри, как быстро у тебя получилось это сделать!" Если отмечать моменты, которые у ребенка хорошо получаются, они соберутся в голове у него в какую-то картину. Но на это нужно время. 

Что я могу?

В сферу "Могу" входят все способности, которые проявлены у ребенка. Для определения способностей существуют различные тесты. Но лучше, чтобы тестирование проводил профессионал. Не стоит самостоятельно проходить тестирование по тестам, которые можно найти в интернете. Это может только добавить напряжения и стресса. Профессионал может мудро подать информацию так, чтобы ребенок получил ресурс и опору, а не негативное отношение к тестам. Кроме тестов, с ребенком важно разговаривать о том, что ему интересно. Например, он говорит, что ему нравится математика. Важно уточнить, какая именно часть математики нравится: связанная с вычислениями или с логикой. 

Самое сложное – выбрать первый шаг

С одной стороны, для выбора профессии нужно оценить далеко идущую перспективу. И с этим связаны страхи и напряжение при выборе профессии, как будто профессия выбирается сейчас и на всю жизнь. С другой стороны, современное образование, к сожалению, не поспевает за новыми специальностями. Эту потребность покрывают все чаще узкоспециальные курсы, благодаря которым после базового образования можно будет осваивать разные профессии. Поэтому важно подготовить ребенка к тому, что в сегодняшних реалиях уже нет нужды выбирать профессию на всю жизнь. Можно сказать: "Ничего страшного, ты можешь здесь поучиться, а потом, если захочешь, еще освоить узкую специальность, какую ты захочешь". Это поможет снизить стресс, и подростку будет легче почувствовать, к чему лежит его душа. В конце концов, у него еще вся жизнь впереди, и он сможет себя попробовать в разных профессиях. 

Дайте себе год

Если сложно определить, что на настоящий момент хочется изучать, то хорошая идея – отложить поступление на год или на полгода (в некоторые европейские вузы поступление начинается в январе) и посвятить этот год поиску. В течение этого года можно где-то поработать, узнать о плюсах и минусах разных профессий, углубиться в какую-то из них, поменять 2-3 места работы. Подросток может походить на работу к папе или маме, к знакомым, сравнить, где ему хочется остаться, а откуда сразу хочется уйти. Важно также спрашивать ребенка, что именно ему нравится в данной профессии: сам процесс или, например, график работы и красота интерьера. 

С помощью методики "Карта интересов" можно определить вид деятельности, к которому больше способностей, и поисследовать, какие профессии соответствуют этому виду деятельности. Изучить профессиограммы этих профессий, найти экспертов, которые помогут погрузиться в профессию и составить впечатление о ней. Если дать себе и ребенку время подумать, попробовать на себе, почувствовать, будет больше шансов, что выбор будет осознанным, а обучение не превратится в мучение.

Татьяна Корякина

 

Оставьте свой комментарий