Подростковый возраст: 7 причин радоваться за своего ребенка

Подростковый возраст: 7 причин радоваться за своего ребенка

Фото: www.credits

Иногда кажется, что подростковый возраст имеет одни минусы. Дети становятся неуправляемыми, ежистыми, с ними невозможно найти общий язык. И все же у родителей есть причины радоваться за своего ребенка в такой непростой период. О них мы узнали от врача-психотерапевта, сексолога, Международного тренера-консультанта по вопросам сохранения здоровья тренингового центра "Инновация и развитие", члена правления Всеукраинской благотворительной ассоциации "Равный – равному" Елены Голоцван.

Радуйтесь за своего ребенка, если он:

Умеет дружить. По мере формирования влечения в подростковом возрасте формируется способность дружить, узнавать другого человека, через него продолжать узнавать себя. Дети обретают навыки делиться, вместе решать конфликтные ситуации и выходить из них победителями.

Чего не нужно делать: многие родители бывают недовольны избранником своего ребенка, говорят: "Зачем с ним дружить? Лучше дружи с этим мальчиком, он перспективный". Безусловно, они советуют, исходя из собственного опыта.

Как поддержать ребенка: позвольте сыну или дочери самим выбирать друзей. Так формируется одно из базовых умений – умение находить людей, близких по духу, с кем ребенок сможет в будущем разделить свой досуг, и не только.

Проявлять эмоции. Большинство современных взрослых не обучены проявлению эмоций – печали, гнева и т.д. Напротив, чаще всего эмоции проявлять непозволительно. Радуйтесь тому, что ваши дети не скрывают чувств, умеют выплескивать эмоции, злиться и тут же радоваться.

Чего не нужно делать: не запрещайте ребенку проявлять эмоции. Не стоит говорить: "Зачем ты плачешь?", "Не хмурься", "Сделай лицо попроще" и т.д.

Фото: Getty Images/Fotobank

Как поддержать ребенка

Родителям важно самим понять, что хороших и плохих эмоций не бывает. Отреагирование эмоций, когда действительно это нужно (например, ситуация предполагает, что злость ребенка оправдана), является профилактикой неврозов и сердечно-сосудистых заболеваний в более старшем возрасте. Не запрещайте сами эмоции, а показывайте, как приемлемо проявлять эмоции, а как нежелательно. Например, в злости можно нагрубить, а можно просто сообщить о ней в форме "Я-сообщения": "Я злюсь, потому что…"

Влюбляется. Это говорит о том, что у подростка продолжает формироваться влечение, и это нормально. Влюбленности в подростковом возрасте необходимы, чтобы потом научиться любить.

Чего не нужно делать: высмеивать и обесценивать чувства дочери или сына, критиковать его избранника или избранницу, говорить: "Что ты ерундой занимаешься? Тебе об учебе думать нужно!"

Как поддержать ребенка: не теряйте с ребенком связи, чтобы он смог рассказывать о своих переживаниях, о своих избранниках, делиться своими чувствами. Не спешите критиковать, говорить, что это ерунда.

Стремится доказать, что он прав. Часто в стремлении доказать свою точку зрения, что он имеет право на выбор, подросток становится слишком эмоциональным, вступает в конфликты, хлопает дверью. Это говорит о нормальном формировании его личности, его собственного Я. Он учится чувствовать свое отличие от других людей, формирует свой навык, свое осознание: "Что мне нужно? Чего я хочу? Я живу не ради кого-то, а ради себя в первую очередь". Это проявление подросткового эгоцентризма, но он необходим. Радуйтесь, что он проявляется.

Чего не нужно делать: кричать на ребенка, поучать: "Ты ничего не понимаешь, ты еще маленький! Ты еще не жил в этой жизни! Жизнь – тяжелая штука, вот я с высоты своих лет знаю…" Есть такое выражение: агрессия – последний аргумент дурака. Если ребенок отстаивает свой выбор, неправильно на него за это кричать. Каждый человек учится на своем опыте, приумножает его. Он может обращать внимание на чужой опыт, но все равно будет формировать собственный. Гораздо хуже, когда ребенок растворен в родителях и не понимает, чего он хочет, прислушивается, как скажет мама или что посоветует папа. В этом случае психологи говорят, что его психологические границы размыты. Впоследствии это помешает ему сделать выбор в жизни – профессиональный, выбор спутника жизни и т.д.

Как поддержать ребенка: лучшее, чем вы можете поддержать ребенка в формировании собственной системы ценностей – это уважать его. Лучший способ взаимодействовать с подростком – диалог. Предложите ребенку присесть и озвучить свою точку зрения, обосновать, почему он так считает. Задавайте наводящие вопросы, приводите свои контраргументы. Так вы научите его навыкам конструктивной беседы, аргументирования своей позиции. А также покажете, что вы любите и уважаете его, но сейчас, например, не согласны с его выбором.

Имеет увлечения помимо школы и общения с друзьями. Увлечения способствуют более гармоничному развитию личности и выбору профессии. Человеку, который имеет хобби, легче потом выбрать. Диапазон возможностей для такого человека расширяется, и очень часто хобби может стать его профессией.

Чего не нужно делать: критиковать и высказывать неодобрение увлечениям ребенка.

Как поддержать ребенка: интересуйтесь хобби своего ребенка, сами узнавайте информацию, делитесь с ребенком тем, что узнали.

Увлекается спортом. В подростковом возрасте любые занятия физкультурой, будь то тренажерный зал, бег или просто зарядка, необходимы. Поэтому радуйтесь, если ваши сын или дочь увлекаются каким-то видом спорта.

Чего не нужно делать: любое увлечение спортом не должно носить характер фанатизма. Но и не следует отбивать у ребенка желания заниматься критическими замечаниями: "И что? Два раза пробежал, и где твои труды?"

Как поддержать ребенка: обязательно объясняйте, почему нельзя, например, искусственно наращивать мышцы, применять специальные добавки. Они влияют на метаболизм, приводят к нарушениям обмена веществ и т.д. Поддерживайте ребенка в его начинаниях, особенно если ему пока тяжело втянуться в режим тренировок: "Молодец, два раза в неделю пробежал, давай теперь три раза пробеги".

Имеет полезные привычки. Часто родители сконцентрированы на том, чтобы у ребенка не появились вредные привычки, при этом не замечают полезных привычек.

Чего не нужно делать: так же, как в ситуации со спортом, не стоит критиковать и обесценивать труды ребенка по приобретению полезной привычки.

Как поддержать ребенка: замечайте чаще все, что ребенок делает с пользой для себя, а не только во вред. Например, полезна ли привычка сидеть за компьютером? Тем, что вы будете говорить, как это вредно, вы не отмените важность компьютера в современном мире и не уберете компьютер из жизни ребенка. Лучше сконцентрироваться на пользе проведения времени за компьютером, поощряйте и радуйтесь за его успехи. При этом говорите о необходимости дозировать время, которое ребенок тратит на компьютер. Следует давать отдых глазам, не следует сидеть за компьютером перед сном. Объясняете, что человек должен обмениваться энергией с миром. Когда он сидит за компьютером, он общается с виртуальной реальностью, которая ему не дает энергию взамен своей.

Татьяна Корякина

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Проблемы подростков
Следующая публикация