В первый класс: как избавить ребенка от стресса

В первый класс: как избавить ребенка от стресса

Фото: Credits

Начало учебы в первом классе – это своего рода кризис и стресс для ребенка. Не стоит бояться стресса, ведь это нормальная реакция человека на изменившиеся условия. Но для того чтобы кризис не обернулся неврозом, нужно помочь ребенку адаптироваться к новым условиям. Чтобы снизить стресс для ребенка, прислушайтесь к рекомендациям практикующего детского и семейного психолога Ольги Чигир.

Придя в первый класс, ребенок переживает по многим поводам: изменился режим дня, приходится знакомиться с новыми детьми, привыкать к учителю. В некоторых школах уже чуть ли не с первых дней задают домашние задания. Не говоря уже о стрессе у ребенка, которому пришлось поступать в престижную школу на конкурсной основе. Часто трудности с адаптацией усугубляет отношение родителей, у которых изначально много ожиданий и требований к своему чаду.

Родителям важно вовремя заметить, что ребенок переживает трудности, и постараться оказать ему посильную поддержку в адаптации к школе. При этом следует запастись терпением, поскольку в среднем период адаптации длится до шести месяцев. Он может сопровождаться некоторыми неожиданными переменами в поведении и настроении ребенка. Например, у него в этот период может наблюдаться недержание мочи, и это считается вариантом нормы. Как родители могут помочь ребенку адаптироваться к школе?

Заранее оцените психофизиологическую готовность ребенка к школе

Адаптация будет проходить тем легче, чем более готов ребенок к школе физически и психологически. То есть поход в школу не должен быть продиктован желанием ребенка или родителей, мнением родственников, тем, что все дети из группы идут в первый класс, и т.д. Есть определенные критерии, по которым готовность ребенка к школе может протестировать детский психолог в детском саду, в школе, в некоторых частных поликлиниках, частный психолог. Ребенок может иметь сильное желание идти в школу, но не быть готовым к сидению за партой и освоению знаний. В последнем случае он будет иметь проблемы с адаптацией.

Задайте себе вопрос: "С какой целью мой ребенок идет в школу?"

Часто родители отдают ребенка в первый класс, имея какие-то собственные ожидания: чтобы он быстрее осваивал знания, получал хорошие оценки, чтобы заново пережить вместе с ребенком школьные волнения, и т.д. Когда вы честно ответите себе на этот вопрос, вы будете понимать, сможете ли помочь ребенку адаптироваться. Если ваш искренний ответ будет: "Мой ребенок идет в школу, чтобы научиться получать знания и социализироваться, а не для того, чтобы хорошо учиться. И уж точно не для того, чтобы поставить себе "галочку", что я хороший родитель", – вы сможете дать правильную поддержку своему первоклашке.

Создайте ребенку спокойную обстановку

Кризис первого школьного года можно усугубить, если вокруг ребенка создать нервозную обстановку. Важно отдавать себе отчет, насколько вы сами волнуетесь и переживаете из-за первого класса. Часто родители неосознанно испытывают дежавю, как будто снова сами оказались в школе, вдыхают знакомый запах школьной столовой, испытывают переживания из-за "двойки" или критики учителя. Тогда они свое волнение и тревоги транслируют ребенку. Важно осознать это и обратить свое внимание на то, что, во-первых, ваш ребенок необязательно будет испытывать все негативные переживания, которые испытывали вы в свои школьные годы. Сейчас подход к обучению изменился, учителя уже другие и по-другому относятся к детям.

Позвольте ребенку ошибаться. Снизьте свои ожидания

Здравое отношение к учебе заключается в понимании, что у ребенка есть 10 лет на то, чтобы научиться дружить, выполнять инструкции, получать знания. И если он идет в школу учиться всему этому, значит, он идет и ошибаться, ведь невозможно чему-то научиться, не совершая ошибок. Если вы будете ожидать от ребенка, что он сразу будет учиться на 12 баллов и писать только в чистовик, вы обеспечите невроз и ребенку, и всей семье.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Для того чтобы у ребенка не было дополнительного стресса, ни в коем случае нельзя сравнивать его с более успешными детьми. Напротив, учите тому, что, если у кого-то получается лучше, – не беда. В жизни вокруг нас всегда найдутся люди, которые в чем-то успешнее нас. Важно сравнивать ребенка не с более успешными учениками, а с самим собой в динамике: насколько ему начало удаваться то, что раньше не удавалось, насколько сегодняшний он сильнее и умнее вчерашнего, и т.д.

Воспитывайте в ребенке самостоятельность

Часто родители переживают, что если дадут ребенку больше самостоятельности, то он "скатится" на "двойки". И тогда они могут постоянно контролировать его, делать за него домашнее задание (если их задают). Важно поддерживать в ребенке навык самостоятельности в сборе портфеля в школу и выполнении домашних заданий. Можно проконтролировать, чтобы ребенок сел делать задания, но помогать ему только тогда, когда ему что-то непонятно, и он просит о помощи. Но для этого  ш не должен бояться предстать некомпетентным перед родителями, а доверял им.

Будьте "патриотом" своего ребенка

Учителя часто говорят на родительском собрании, чтобы родители были активно включены в процесс обучения. И здесь есть тонкая грань между тем, чтобы быть родителем, удобным для педагогов и родителем, действующим в интересах ребенка. Важно уважать учителя и найти с ним общий язык, но все же помнить, что вы лучше знаете своего ребенка, и вы только сами можете решить, сколько ему давать самостоятельности в учебе, а где ему нужно помочь.

Не ожидайте, что азарт первоклассника и желание ходить в школу – это навсегда

Часто перед школой дети испытывают азарт. Они хотят идти в школу и учиться. Но первая эйфория спадает, и новоиспеченный школьник уже не стремится каждое утро подниматься с постели и идти в класс. Для того чтобы ребенку было интересно учиться, должно совпасть два момента. Во-первых, обстановка в школе должна быть очень интересной и дружелюбной. Зачастую это не так, поэтому неудивительно, что ребенок не очень радуется походам в школу. Во-вторых, у ребенка должно быть сильное желание учиться. Да, бывают дети, которым осваивать знания интересно. Но большинству же не хочется делать какие-то монотонные и рутинные дела. Поэтому, если у вашего ребенка при разговоре о "первом сентября" радостно загораются глаза и он говорит, что хочет учиться, не заставляйте его отвечать за свои слова, когда он начнет "сдуваться".

Но бывают моменты, когда у ребенка не просто пропадает желание ходить в школу подобно тому, как пропадает интерес к новой игрушке, а есть какие-то социальные или физиологические факторы, которые на него влияют. Например, у него не складываются отношения с одноклассниками или учителем, либо же он физически не выдерживает нагрузки. Нужно быть внимательным к ребенку, чтобы понять причины отсутствия интереса к учебе. В некоторых случаях есть смысл отложить школу на год, перевести в другую школу или к другому учителю.

Стойте на своем: ребенок должен учиться

Важно быть твердым и научить ребенка делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Можно рассказывать ему на примерах: "Ты ешь не только мороженое или конфеты, а еще и суп. Это необходимо, чтобы ты был здоровым. Нужно чистить зубы, чтобы они не болели". Делитесь своим опытом, как вам было трудно в школе. Говорите о том, что вам тоже не всегда хочется ходить на работу, но вы должны работать. Также важно сказать, что родители ответственны перед государством за то, чтобы дети учились. Важен посыл: "Да, я понимаю, приходится делать то, что не нравится, но придется это принять".

Придерживайтесь режима

В период адаптации к школе старайтесь построить режим дня таким образом, чтобы вторая половина дня была посвящена каким-то подвижным играм, прогулкам на улице, не слишком активному спорту. Не рекомендуется ребенка сразу отдавать на дополнительные кружки (английский язык, музыкальная школа, балет и т.д.). Напротив, он должен иметь возможность играть после уроков. Также следите за тем, чтобы  ш вовремя ложился спать.

Если последовательно соблюдать все перечисленные рекомендации, ваш первоклассник сможет адаптироваться к новой обстановке и "втянется" в процесс учебы довольно быстро.

Татьяна Корякина

Благодарим за рекомендации практикующего детского и семейного психолога, гештальт-терапевта Студии развития и творчества "Башмачки" Ольгу Чигир, (bashmachki.com.ua, 0-800-210-275).

Следующая публикация