Зависимость от азартных игр: спасение в проигрыше

Азартные игры известны еще с древности. Также известно, что одни люди играют всю жизнь, разумно соотнося расходы на игру с выигрышами и проигрышами и просто получая удовольствие, а другие попадают в зависимость и теряют связь с реальностью.

До 5-6 лет у ребенка ведущая деятельность игровая. Если ребенок не играет в игры или выбирает игры не те, его состояние должно вызвать тревогу. С момента похода в школу игровая деятельность постепенно сменяется учебной, и до последних классов школы ребенок овладевает навыками, которые готовят его к взрослой жизни. Игра, соответствующая возрасту, отходит на второй план. В зрелом возрасте человек осваивает трудовую деятельность, на второй план отходит учебная, а игровая отодвигается еще дальше. У азартного игрока эта приоритетность нарушается, он играет всегда, что само по себе говорит об определенных нарушениях.

Существует три стадии возникновения зависимости:

Стадия выигрышей. Эта стадия, когда игрок знакомится с игрой, часто сопровождается большими выигрышами. Это возможно за счет того, что человек еще способен вовремя остановиться и проигрыши остаются несущественными. На этой стадии игрок получает удовольствие и даже некоторую прибыль.

Стадия проигрышей. На этой стадии расходы на игру становятся ощутимее доходов. Появляется долги, а вместе с ними невозможность остановиться. Появляется несоответствие мышления и логики. Если игрок проигрывает, то думает о том, как вернется и выиграет, а если выигрывает – идет играть дальше, чтобы выиграть больше. Происходит некоторое обесценивание денег, они представляются не более чем фишки в казино. На этой стадии появляются проблемы в общении с близкими, у людей появляется тревога в момент отрыва от игры, неудовольствие. Также люди склонны скрывать свою игру и отгораживать ее от остальной жизни.

Стадия отчаяния. Семейные и профессиональные проблемы усугубляются, человек ощущает, что перестает контролировать ситуацию. На этой стадии возможны угрызения совести, паника, ненависть к другим людям и обвинения, а также суицидальные мысли и суицидальные попытки.

Кто становится зависимым от азартных игр?

Существуют изначальные предпосылки, повышающие риск появления зависимости:

Низкая самооценка. Зависимому кажется, что вокруг него пустота, и он пытается заполнить ее, компенсируя заниженную самооценку некоторой бравадой, показным поведением. Самооценка зависимого человека напрямую связана с недостатком принятия и безусловной любви в детстве, и во взрослом возрасте то, что ребенок недополучил в детстве, он компенсирует фантазиями о своем величии. Игра помогает ему в этом. Ведь людям, склонным к игре, присуще мистическое мышление. Игроман в своих фантазиях представляет, что может контролировать неконтролируемое – например, выиграть при помощи хитрых комбинаций из соблюдения примет. В этом случае проигрыш для него означает, что где-то он допустил ошибку: надел не тот галстук, к примеру.

Нарушения межличностных отношений. Зависимый игрок не способен строить длительные отношения с другими людьми, ему кажется, что никто его не понимает. Причины этому следует искать в детстве, во взаимоотношениях с матерью.

Азартные игры_1
Getty Images/Fotobank
Нарушение способности позаботиться о себе. Если человек с нормальным отношением к игре способен спрогнозировать ситуацию и останавливается, когда прогноз явно не в его пользу, то у зависимого человека притупляется чувство самосохранения, он не может задумываться о последствиях своих действий.

Нарушение регуляции собственного возбуждения. Азартный игрок, получив первую дозу адреналина, уже не может остановиться, хочет еще и еще.

Ориентированность на материальные достижения. Если в семье приоритетной являлась материальная сторона жизни и совсем не было воспитания духовности, то у ребенка существенно увеличиваются шансы в будущем стать азартным игроком. Если родители не проявляют внимания к развитию таланта ребенка, если ребенок вырастает с четким пониманием того, что работа, какой бы тяжелой и ненавистной она ни была, должна приносить много денег, то рано или поздно ему понадобится отдушина, которую он будет искать в игре.

Проигрыш как защитный механизм

Зависимость от азартных игр отличается от всех других зависимостей моментом проигрыша. В настоящее время принято рассматривать проигрыш в игре как защитный механизм. Когда человек проигрывает все, что у него есть, он снова становится способным ощущать реальность. Таким образом, проигрыш – это тот механизм, который держит игрока, живущего игрой, позволяет ему возвращаться в реальность и функционировать в ней. Когда человек проигрывает, у него происходит покаяние, тогда он склонен задумываться над тем, как себе помочь. В этот момент с ним можно поговорить о его проблеме и убедить пойти к психотерапевту, психиатру или психоаналитику.

Как побудить игромана лечиться

Часто игроманы уверены, что у них нет проблем. Любые разговоры наталкиваются на агрессивные проявления. Но, как и с ребенком, который начинает хулиганить, когда ощущает недостаток материнской любви и признания, зависимого нужно любить, и тем больше, чем больше он "хулиганит". Нужно мотивировать его больше вам доверять. На злобу и агрессию при этом постарайтесь не реагировать. Спокойно поговорите с человеком, обсудите тему игровой зависимости, необязательно касательно его самого. Просмотрите в интернете сайты соответствующей тематики, дайте понять зависимому, что он не один такой. Проводите с зависимым больше времени, постарайтесь переориентировать его на другой род деятельности, какое-то эмоционально насыщенное занятие, не связанное с азартными играми. При этом не позволяйте игроману манипулировать вами, не покрывайте его долгов и не давайте деньги на игру.

К сожалению, с развитием техники игровая зависимость приобрела размах эпидемии. Сейчас необязательно ехать в Лас-Вегас, можно сидеть дома и играть на деньги в интернете. Это доступно даже старикам и детям. Поэтому лучше предотвратить зависимость от азартных игр, чем пытаться с ней справиться, когда уже поздно. Любите своего ребенка, авансом давайте ему понимание и чувство ценности, учите получать удовольствие от основного рода деятельности, тогда игра не будет стоять между ним и реальностью.

По материалам лекции психолога, психоаналитика Международного Института Глубинной Психологии Ирины Червак, www.pa.org.ua.

Татьяна Корякина

Оставьте свой комментарий