Интернет-шопинг "в законе": права покупателей и обязанности продавцов

Покупать, не выходя из дому, удобно. Продавать, не тратя деньги на аренду и эксплуатацию помещения, – тоже. Поэтому интернет-магазинов с каждым годом становится больше. Они – наше будущее. Однако все ли мы знаем о том, как вести себя в качестве покупателя правильно с точки зрения украинского законодательства? 

Сегодня трудно найти человека, который хоть раз не приобрел бы что-то в Сети – услуги или товар. Алгоритм действий знаком всем, а вот нюансами взаимоотношения сторон интересуются немногие. И в итоге проигрывают.

Согласно Закону "Про захист прав споживачів"  в Украине покупатель имеет право на защиту своих прав государством; качественные продукцию и обслуживание; безопасность продукции; своевременное получение необходимой, достоверной информации о продукции, а также возмещение имущественного и морального вреда, причиненного вследствие недостатков продукции. И еще покупатели имеют право  обращаться в суд или иные уполномоченные государственные органы по защите нарушенных прав.

Для продавца (интернет-магазина) это значит, что он обязан:

Покупатель должен хранить расчетный документ – без него возврат товара невозможен

1.Предоставить покупателю всю информацию о товаре и о себе: о свойствах товара; где находится продавец (его адрес); название фирмы; сколько стоит товар и на каких условиях его можно приобрести; срок службы и годности товара, а также его гарантийный срок; способ оплаты.

2.После этого заключить с ним договор купли-продажи. Договор, как правило, заключают после окончательного формирования корзины покупок: на электронной странице заказа существует пункт, где необходимо поставить галочку – это является автоматическим согласием того, что правила, установленные продавцом, устраивают покупателя. 

3.Если же страницы с публичным договором на сайте не существует – не страшно: покупателю должны отправить письмо с подтверждением заказа, в котором будет вся необходимая информация – оно и будет требуемым законом электронным документом. 

4.После заключения договора сделка оформляется с помощью квитанции, товарного или кассового чека, накладной и т.д. Соответственно, должно быть два экземпляра расчетного документа, подтверждающих факт заказа (один из них передается покупателю). Покупатель должен хранить расчетный документ – без него возврат товара невозможен.

5. Доставить товар покупателю.

Какие же права есть у интернет-магазина, о которых необходимо знать покупателю?

1. Интернет-магазин вправе ввести или изменить стоимость доставки в одностороннем порядке.

2. Интернет-магазин может отказать покупателю в предоставлении услуг, если сложившаяся ситуация не позволяет исполнить заявку.

3.Интернет-магазин может изменять правила оформления заказа и условия доставки, путем размещения новых правил на страницах электронного магазина.

4. В том случае, если интернет-магазин сомневается в том, что клиент является платежеспособным и ответственным лицом, он может в одностороннем порядке отказать в доставке продукции или аннулировать доступ на сайт, не обосновывая причину отказа.

Интернет-магазины всегда клиентоориентированы. Но проблемы во взаимоотношениях продавец-покупатель все же случаются.  Основными причинами являются: невнимательное ознакомление клиентов с описанием товаров, особенно с тонкостями размерных сеток и сроком доставок.

Интернет-магазин может отказать покупателю в предоставлении услуг, если сложившаяся ситуация не позволяет исполнить заявку

Вообще, самый большой из "камней преткновения" во взаимоотношениях покупателя и продавца – вопрос возврата товара. Самые частые причины возврата – несовпадение виртуального и реального восприятия товара: его цвета, его размера и, в случае с одеждой, фасона.

Отдельная проблема: большинство покупателей не знает точно, какие именно товары нельзя вернуть. Список довольно большой, туда входит нижнее и постельное белье, парфюмерия и многое другое.

Если же товар не внесен в список "невозвратных" и не был изготовлен по индивидуальному заказу, а покупатель не удовлетворен каким-то его качеством и хочет вернуть, то он имеет право сделать это в любой момент до получения заказа и в течение недели после, без объяснения причины.

При доставке товара в обязанности интернет-магазина входит предоставление клиенту письменной памятки, в которой должно быть "прописано" право осуществить возврат в течение семи (или 14) дней. При отсутствии такой листовки товар может быть возвращен в магазин в течение трех месяцев.

шопинг
Credits

Интернет-магазин обязан вернуть покупателю те деньги, которые выплачены по договору, кроме своих расходов на доставку (если это был не самовывоз). Деньги клиент должен получить не позднее чем через десять дней с того момента, как заявил, что товар ему уже не нужен.

Покупателям нужно помнить, что товар, бывший в употреблении, вернуть невозможно.

Что касается некачественного товара, то его покупатель имеет право обменять на аналогичный качественный в течение двух недель. Конечно, при условии сохранности его товарного вида, всех свойств, ярлыков, пломб и т.д.

Продавец вправе провести экспертизу товара, который объявлен покупателем некачественным

Продавец вправе провести экспертизу товара, который объявлен покупателем некачественным. Тогда срок его замены увеличивается до двадцати дней, а взамен покупателю должны предоставить такой же товар во временное пользование.

Важно! Товар со скидкой на распродаже или по какой-то особой цене в рамках акции тоже можно вернуть или обменять. Продавец, правда, может сразу честно предупредить покупателя о дефектах товара, объясняя этим сниженную цену. Тогда клиенту стоит попросить перечень дефектов в письменном виде, чтобы быть готовым защищаться в случае позднего обнаружения неприятных сюрпризов.

Если по неизвестной причине интернет-магазин не соглашается вернуть деньги недовольному покупателю, последнему нужно не расстраиваться, а обратиться в суд: в итоге он получит больше – невыполнение или задержка выполнения требований потребителя будет стоить недобросовестному продавцу по 1% от цены товара за каждый день просрочки.

Однако повторимся, все интернет-магазины дорожат своими клиентами и стремятся решить возникающие проблемы в пользу покупателя без суда. 

Очевидно, что виртуальная торговля несмотря на все принятые законы во многом построена на доверии. И если помнить, что доверие – это понимание и уважение прав и обязанностей обеих сторон, то шопинг будущего уже в настоящем станет гораздо приятнее и привлекательнее. 

Читайте также: ЗНАМЕНИТОСТИ В ДЕМОКРАТИЧНЫХ БРЕНДАХ 

Оставьте свой комментарий

Следующая публикация