Небанальные джинсы: почему дизайнерские джинсы стоят так дорого

Деним был изобретен для пошива рабочей одежды: первые джинсы служили спецовкой для фермеров. За несколько десятилетий они впечатляюще повысили свой статус. Сегодня цена за пару джинсовых брюк "с именем" может доходить до 700 евро. Причем особо новомодная спецодежда, пошитая из уже бывшего в употреблении материала, дорога не меньше. Почему? 

На протяжении нескольких десятилетий дизайнеры упорно пытались перевести джинсы из разряда рабочей одежды в статусный фетиш. Они учили своих поклонников платить за этот предмет гардероба все больше и больше, оправдывая высокую цену тем, что в создание брендовых моделей вложено много труда: особая обработка ткани, рукотворные элементы, сложные техники. Однако это лишь частично оправдывало их стоимость. Ведь сама идея рабочих штанов от украшения их стразами и кружевом чище и художественнее не становилась. 

Коллекция Dsquared2 прет-а-порте сезона весна-лето 2017_1
East News
Коллекция Dsquared2 прет-а-порте сезона весна-лето 2017

Упрямство дизайнеров позволило впечатляюще заработать масс-маркам, которые бодро заимствовали идеи, имитировали ходовые модели и в итоге успешно одели большую часть населения планеты удобно и… одинаково. Когда это произошло, назвать джинсы авторским продуктом и дорого продавать, даже демонстрируя их на подиуме и вкладывая в производство максимум ресурсов, стало затруднительно. А со временем еще и мода на украшательство сошла на нет: высокая себестоимость продукта перестала быть очевидной. Цена же на дизайнерские джинсы осталась примерно той же. В чем же дело? 

Коллекция Saint Laurent прет-а-порте сезона весна-лето 2017_5
East News
Коллекция Saint Laurent прет-а-порте сезона весна-лето 2017

А дело в том, что ценность джинсовых вещей теперь формулируется на сновании идеи в них заложенной. Дизайнеры в работе с денимом пошли по пути, проторенному в свое время художниками. Постмодернисты в бытность свою превращали в художественные произведения объекты, извлеченные из обычного мира и перенесенные в "мир искусства". То есть любой предмет, лишенный своего привычного контекста превращался, грубо говоря, в произведение искусства. Нечто подобное произошло и с денимом.

Коллекция Dsquared2 прет-а-порте сезона весна-лето 2017_36
East News
Коллекция Dsquared2 прет-а-порте сезона весна-лето 2017

Некоторые дизайнеры решили реанимировать архивные модели – вырвать их из исторического контекста, не изменяя вовсе, перенести в современность, сочетая с ультрамодными элементами гардероба, тем самым повысить их ценность. В новом контексте они приобретали особую интеллектуальную ценность и, как следствие, внушительные цифры на ценниках.

Коллекция Roberto Cavalli прет-а-порте сезона весна-лето 2017_25
East News
Коллекция Roberto Cavalli прет-а-порте сезона весна-лето 2017

Иные кутюрье отнеслись к дениму как к благородному материалу вроде твида и создали из него авторскую концептуальную одежду. То есть сместили акценты, по-новому взглянув на простую саржу из Нима, сломали стереотипы, и за эту идею захотели получить высокий гонорар. 

Стилистически новоявленная джинсовая тенденция была выражена невнятно, поскольку каждый модельер решил свои произведения "в духе марки", но идея, в общем и целом, была у всех одна. Такие марки, как Louis Vuitton, Valentino, Tod's, Chloé, Bottega Veneta, Anteprima, Giamba, Maison IRFE, Christophe Lemaire, Trussardi, Anna Sui, Damir Doma, каждый в свое время, пытались говорить языком денима об элегантности. Материал – монохромный, плотный. Модели – демонстративно классические. Если представить их в традиционных материалах, то станет очевидна их консервативность. Они строги и лаконичны даже конструктивно. К тому же дизайнеры намеренно не допустили даже намека на потертости, проваренность, дырявость, словом, на все то, что мы привыкли считать характерной особенностью джинсовой ткани. Темный оттенок синего, черный цвет, эталонный индиго – это колористический максимум. И модельеры добились своего – дениму удалось-таки приобрести легкий налет респектабельности.

Коллекция Dolce&Gabbana  прет-а-порте сезона весна-лето 2017_25
East News
Коллекция Dolce&Gabbana  прет-а-порте сезона весна-лето 2017

Представители других Домов моды отнеслись к джинсовой ткани совершенно иначе. Ее презентовали как некий новый, доселе неизвестный материал, особенности которого недостаточно изучены, а возможности практически неограниченны. Эта идея разрабатывалась дизайнерами особенно вдохновенно в весенне-летних коллекциях последних лет. С одинаковым энтузиазмом, но в разных направлениях: джинсовые total look-и, многослойные, однотонные и однофактурные; романтические летние летящие одеяния; джинсовые вещи в технике пэчворк или ее имитации, и т.д. То есть, раскрывая "потенциал" денима, модельеры пытались сам материал поставить рангом выше, декларируя его полифункциональность. И, собственно, на этом "открытии" заработать.

Коллекция Dsquared2 прет-а-порте сезона весна-лето 2017_25
East News
Коллекция Dsquared2 прет-а-порте сезона весна-лето 2017

Еще один способ создания произведения искусства, особенно любимый художниками-постмодернистами, стал очень востребован в моде последних лет – цитирование. И в "джинсовом жанре" этот прием также оказался весьма успешным и популярным. 

О прямых исторических заимствованиях мы уже вспоминали: дизайнеры копировали архивные джинсовые модели прошлых лет, воссоздавали из денима популярные вещи прошлого, изначально исполненные в других материалах, повторяли детали или способ декора, окраски ("варенки", к примеру). Но джинсовым хитом стали "прямые цитаты" совсем иного толка. Самый большой резонанс в модной среде получили дизайнерские произведения, сшитые из уже бывшего в употреблении денима.

Сама идея использовать секонд-хенд как исходный материал для создания новых вещей не нова. Мартин Маржела сделал на этом имя, украв по слухам, саму идею у своей никому не известной однокурсницы по Royal Academy of Fine Arts Antwerp. Декларируемой политикой его Дома во время его пребывания в нем было стремление "используя старые вещи, подарить им жизнь в новой форме". Он это делал более чем успешно долгие годы.

Коллекция Saint Laurent прет-а-порте сезона весна-лето 2017_31
East News
Коллекция Saint Laurent прет-а-порте сезона весна-лето 2017

В наше время идея перешивать из старых джинсов классических фирм Levi's, Lee, Wrangler и т.д. вдруг показалась поклонникам моды свежим решением, и джинсовое "возрождение" стало модной тенденцией. Видимо, новое поколение нуждается в интеллектуальной моде не меньше, чем ранее "старое". 

Как оказалось, и сегодня многие готовы платить большие деньги за концепцию. Об этом свидетельствует успех джинсов Vetements и Ксении Шнайдер. В этих вещах-цитатах люди видят массу скрытых смыслов и посланий. С использованными предметами, из которых созданы современные модные шедевры, у потребителей связаны масса положительных эмоций, много хороших воспоминаний, что достались в наследство от мам и бабушек. Сыграть на этих ассоциациях – правильный ход. Идея смешать как можно больше модных "ссылок" в одной вещи, приправив ее иронией, оказалась продуктивной. И за последних пару сезонов некоторым брендам удалось неплохо на ней заработать.

Коллекция Roberto Cavalli прет-а-порте сезона весна-лето 2017_17
East News
Коллекция Roberto Cavalli прет-а-порте сезона весна-лето 2017

Эволюция денима увлекательна. Его комфортность и популярность у потребителей – это большой соблазн для Домов моды. Они не отдали деним масс-маркету на откуп, не желая терять клиентов, продолжая эксперименты по его усовершенствованию, чтобы оправдывать высокие цены. А легендарные рабочие штаны сегодня мода превратила в арт-объект. Искусство же всегда стоило дорого. Поэтому ценники на дизайнерских джинсах в ближайшем будущем вряд ли станут менее впечатляющими.

Руслана Нефедченко

Оставьте свой комментарий

Следующая публикация