Как не увязнуть в болоте духовного роста

В наше время информация так же доступна, как еда или одежда. Количество желающих потреблять информационный продукт, развиваться и духовно расти увеличивается с каждым днем. Равно как и всевозможных гуру – продавцов смыслов. О том, какие опасности таит в себе инфобизнес, мы поговорили с врачом, кандидатом медицинских наук, психотерапевтом Виктором Гречановским.

Всем известна фраза Павки Корчагина: "Нужно прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Корчагин жил в обществе строителей коммунизма, и для него эта фраза значила отдать свою жизнь на благо Родине, другим людям, сделать что-то важное для этого мира. В современном мире эта фраза означала бы как можно выгоднее продать свои способности, таланты, время, как можно больше от этой жизни получить – удовольствий, путешествий, товаров, услуг, секса, любви, восхищения и внимания. В обществе потребления информация – тот же продукт, и к получению информации человек может подходить точно так же, как к покупке колбасы или черной икры. Кто-то может позволить себе дорогую колбасу или черную икру, а кто-то нет, а если бесплатно, то можно съесть и побольше. Так же можно обходиться и с информацией, поглощая ее в больших количествах: от известных брендов, известных учителей в каком-то новом направлении.

За чужим смыслом

Сегодня многие люди сильно дезориентированы с точки зрения того, что происходит в их жизни: как жить, что делать, чему посвятить свое достаточно ограниченное время жизни и свои возможности. У Ницше есть фраза: "Если жизнь не имеет смысла, наша цель – придать ей смысл". Далеко не каждый человек берет на себя смелость придать собственный смысл своей жизни. Гораздо безопаснее, спокойнее и легче этот смысл заимствовать. У  значимого человека, значимой референтной группы. Но поскольку такие смыслы не наполняют человека изнутри и внутри все равно остается пустота, то человек может метаться в разные стороны, пытаясь эту пустоту заполнить. Также нужно понимать, что человек может жить не на основе своей ценностной платформы, которая им самим выработана, и он прочно на ней стоит. Возможно, эта платформа досталась ему от его родителей, его семьи, учителей, тренеров. Поскольку она создана не им самим, она может быть не очень надежной. Человек рано или поздно понимает, что эти ценности не его, какие-то смыслы исчерпали себя. Тогда возможны два варианта: либо человек начинает двигаться в сторону выработки собственных ценностей и смыслов, либо пытается образовавшуюся пустоту, свою фрустрацию заполнить чьими-то ценностями и смыслами. Тем более что желающих наполнить другого человека собственными ценностями и смыслами достаточно много.

Основы духовного маркетинга

Духовный маркетинг строится на базовых потребностях человека. Одна из базовых потребностей состоит в принадлежности. Человеку важно принадлежать к группе людей, особенно учитывая растущую разобщенность людей в обществе, утрату собственных корней. Можно принадлежать к какой-то духовной школе или секте, к клубу любителей пива или определенной марки автомобиля. Принадлежность стала сейчас мощным трендом, и маркетинговый слоган to belong –  принадлежать – сейчас активно используется в различных маркетинговых проектах. Еще один тренд – постоянная потребность в новых впечатлениях. Если это касается брендов, то это яркие краски, слоганы, воздушные шары, – человек получает заряд новизны, энергии, впечатлений и при этом очень плотно ассоциирует это с определенной торговой маркой. Ту же принадлежность, яркость, новизну можно использовать в каких-то тренингах, медитациях и т. д., где человек может быть захвачен чем-то новым, сенсационным, важным. При этом он не очень-то понимает, что его переживания косвенно связаны то ли с производителем определенного бренда, то ли с каким-то гуру – и с их собственными процессами. По факту человек сам не распоряжается своими возможностями, своей психикой, своим телом.

В чем опасность?

Если человек в погоне за духовным ростом выбирает какое-то направление сектантского толка, то он рискует выпасть из социальной жизни, его свобода во многом ограничивается. В психологическом плане человек может много ответственности, силы и власти отдавать другим людям – духовным наставникам, гуру, тренерам. Если он это делает добровольно и патологически убежден в том, что это единственное правильное решение, то он может понять это только спустя время, когда столкнется с какими-то неприятными последствиями своего травматического опыта.

Сейчас время большой толерантности к различным сообществам, меньшинствам. Если ты к чему-то недостаточно толерантен, ты рискуешь сам попасть под некую критику. Однако не всегда можно просчитать последствия этой толерантности. Когда-то Клод и Мария Кюри считали, что эксперименты с рентген-лучами безопасны, за что и поплатились годами своей жизни. Прошло время, пока люди поняли, что радиация не безопасна. То же касается каких-либо экспериментов с психической энергией человека, его психическим здоровьем. И если на продуктах питания сейчас повсеместно используется маркировка "Без консервантов", "Без ГМО" и т. д., и люди уже могут выбирать, какие продукты безопаснее для их здоровья, то в том, что касается психического здоровья, нет надежных маркеров, насколько данный информационный продукт, тренинг безопасен для здоровья.

Как, занимаясь личностным ростом, сохранить психическое здоровье?

Духовное развитие и личностный рост могут стать серьезным вызовом и даже угрозой для психического здоровья. Психика человека, как хорошая мать, призвана защищать своего ребенка от излишней опасности, физической перегрузки и психического перенапряжения. Человек должен учитывать собственные способности, физическую и психическую зрелость, готовность к выполнению задач личностного роста. Поэтому важно быть внимательным к своим реакциям страха, тревоги, плохого, депрессивного настроения, осознавать эти автономные защиты, которые делают некоторые задачи "невыполнимыми". В ходе психотерапии автономные защитные реакции могут быть  интегрированы с задачами личностного роста, наполняя человека жизненной силой и радостью жизни.

За помощь в подготовке материала благодарим врача, кандидата медицинских наук, психотерапевта Виктора Гречановского (http://psymasters.com/, (050)330-43-77).

Татьяна Корякина

Оставьте свой комментарий

Аватар
Оставьте свой комментарий

Комментарии к посту

Последние Первые Популярные Всего комментариев: