Страховка в путешествии: о чем важно знать

Страховка в путешествии: о чем важно знать

Фото: Getty Images

Пакуя чемоданы в предвкушении поездки, мы нередко относимся к страхованию как к формальности: не вчитываемся в договоры, не задаем вопросов агентам, надеясь, что бумажный полис, как волшебная палочка, сам решит проблемы. Но, чтобы он сработал, нужно прилагать усилия. В каких случаях вам не светят компенсации от страховой и как быть, чтобы полис себя оправдал, рассказывают Ольга Тихоступ, совладелец туркомпании Tursale и сотрудница турагентства Happy rest Ольга Кочетова.

Есть ряд стандартных причин, по которым любая страховая сразу даст отказ в обслуживании оплаченного полиса, и о них стоит узнать заранее. Компенсации не будет, если турист в момент происшествия был в состоянии алкогольного опьянения; если с момента происшествия до звонка в страховую прошло более суток; если случай произошел из-за обострения хронической болезни. Очень тонкий лед – стоматология: если где-то в Европе разболится зуб и дантист придет к выводу, что причина острой боли – плохой уход и запущенная проблема, оплачивать его услуги будете сами, страховая эти траты не покроет. То же самое грозит, если вы неправильно указали зону путешествия и купили полис не той категории, решив сэкономить. Их обычно несколько, разделенных на зоны: зона Европы (покроются страховые случаи, которые произошли на территории всей Европы, включая Турцию, Грузию и Египет), зона Мир (включает весь земной шар); или отдельно – страны СНГ, страны массового туризма, весь мир, кроме США, Австралии, Канады и т.п. Многие наивные туристы стараются сэкономить, указывая "левую" зону, полис для которой стоит дешевле. Однако если со страховкой, рассчитанной на страны Шенгена, поехать в Малайзию, то она будет не действительна.

Любителям экстрима

Среди туристов популярен еще один вид экономии – попытки скрыть настоящие цели поездки. Цена полиса еще зависит и от планируемой вами активности в отпуске – пляжный отдых страхуется дешевле, а вот горный альпинизм сопряжен с высокими рисками загреметь на больничную койку, и тут фигурируют совсем иные суммы. Стандартный страховой полис покрывает 30 тысяч евро затрат, а для активного отдыха, как то: горнолыжный спорт, дайвинг, рафтинг – необходимо оформить расширенное покрытие на соответствующие виды спорта. Указывайте в договоре, что нужен "спортивный" полис и увеличивайте размер затрат при несчастном случае, так как вероятность форс-мажора выше и соответственно расходы будут больше. Кстати, страховки не действуют в местах вооруженных конфликтов и на оккупированных территориях (а таких "серых" территорий со спорным статусом в мире на сегодня более 120). Так, сейчас международные страховые полисы не действуют в Крыму – ответственность сторон не определена. И если во время отдыха, например, на Кипре решите посетить Север острова, так называемую ТРСК, то в случае ЧП полагаться следует только на свои силы и кошелек.

Как дважды два

Железно запомните несколько правил поведения при оформлении полиса и на случай возникновения неприятностей. Полис действителен только с момента полной оплаты, его обязательно нужно распечатать и расписаться на нем, предварительно проверив размер франшизы, чтобы не было неприятных сюрпризов на месте, лишних трат и недоразумений. Главный совет: если все серьезно, сразу же звоните в страховую, вас направят в ближайший пункт скорой помощи. Собирайте счета, чеки, которые вам дадут, но по возможности ничего не оплачивайте – по приезде будет значительно сложнее вернуть эти деньги назад. Запоминайте имена и фамилии специалистов и докторов, с которыми довелось иметь дело.

Ложная тревога. Не волнуйтесь, если в полисе пропечатана страна посещения Польша, а горящий тур словили в Прибалтику – если страны входят в одну страховую зону, этот факт ни на что не влияет, можно даже проигнорировать поле, где просят указать страну. Никакой роли для выплаты компенсаций не играют ошибки-опечатки в вашем ФИО – главное, чтобы номер паспорта был верным, дальше все сверять будут только по нему.

Неуловимый ассистанс

Как бы ни уверяли страховщики, что ассистанс круглосуточно ждет вашего звонка, историй, когда дозвониться не представлялось возможным, уйма. Дело в том, что для возмещения расходов крайне важно, чтобы ассистирующая компания зарегистрировала ваше обращение. Пусть даже вам откажут в помощи, но ответят – звонок будет зафиксирован, и с этим фактом можно идти хоть в суд, если вдруг страховая откажется платить. А вот доказать, что вы попросту не дозвонились и потому самостоятельно организовали свое лечение, сложнее (нужны распечатки своих звонков с мобильного и т.п.). В таком случае звоните прямо в свою страховую компанию – там переадресуют вас на ассистанс, но все равно зарегистрируют обращение, и этого уже достаточно. Держите в резерве несколько планов Б на случай, когда в колл-центре упорно не снимают трубку. Выясните наперед, покрывает ли полис затраты на телефонные переговоры (вдруг придется договариваться через украинское представительство), можно ли связываться со страховой посредством SMS с заказом обратной связи, email, сделать заявку на сайте, использовать Skype. В крайнем случае просите родных, друзей в Украине сходить в офис своей страховой компании и сообщить о вашей ситуации, а если уж довелось самим обращаться в клинику, собирайте все квитанции, результаты анализов, направления к специалистам и т.п. – все это пригодится, если СК усомнится вдруг, что ваш случай был именно страховым.

Татьяна Малиновская

Следующая публикация