Дмитрий Суржиков: "В нашей стране все обязательно будет хорошо"

Дмитрий Суржиков: "В нашей стране все обязательно будет хорошо"

Дмитрий Суржиков – один из самых востребованных украинских актеров, он много снимается – пощелкав пультом от телевизора, его можно увидеть в эфире сразу нескольких телевизионных каналов.

Перечислить все картины, в которых занят Суржиков невозможно, но даже названия самых известных – "Европейский конвой", "Сердцу не прикажешь", "Ангел-хранитель", "При загадочных обстоятельствах", "Дело было на Кубани", "Доярка из Хацапетовки", "Остров ненужных людей", "Женский доктор", "Одесса-мама" "Любовь с испытательным сроком", "Хайтарма", "Гвардия", "Клан Ювелиров" – впечатляет. А еще Дмитрий работает в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра, где занят в пятнадцати (!) репертуарных спектаклях – только его коллеги поймут, насколько это серьезная нагрузка – играет в антрепризе. Все вышесказанное – прекрасный повод познакомиться с актером поближе.

Дмитрий, вы много снимаетесь – десять картин в год для вас, похоже, не предел, параллельно играя в театре. Где берете силы – моральные и физические?

В любви к своей семье – жене и дочерям (у актера три дочери – Полина, Александра и Эмилия – Прим. авт.). А как иначе?

Вы всегда мечтали стать актером?

Нет, в мечтах я видел себя режиссером, хотя, как теперь понимаю, совершенно ничего не знал об этой профессии. Но поскольку сразу я на соответствующий факультет не поступил, то пошел работать во вспомогательный состав балетной труппы Мариупольского драматического театра – в детстве я танцевал в народном коллективе, поэтому все необходимые для этого данные у меня были. Но, проработав два года, понял: чтобы иметь право выходить на сцену, даже если речь идет о хореографии, нужно иметь профессиональное образование, а у меня на тот момент его не было. Так я поступил в театральный институт и стал актером.

Но с мечтой о режиссуре не расстались?

Конечно, нет, хотя все, что со мной случилось, считаю абсолютно правильным. Вряд ли в шестнадцать лет, когда я пытался поступить на режиссерский факультет, из меня в этом смысле получилось бы что-то путное. Справедливости ради надо сказать, что история знает примеры людей, которые и в столь юном возрасте смогли добиться серьезных успехов в режиссуре, но я в данном случае говорю только о себе. Прошло достаточно много времени, прежде чем я начал писать сценарии, а потом снял свой первый фильм – короткометражку "Мама". Сегодня у меня есть опыт, который позволяет пробовать свои силы в режиссуре, к тому же мое желание заниматься этой профессией прошло испытание временем – с годами оно только окрепло, и теперь я с полным правом могу сказать, что оно не было блажью или капризом.

Сейчас вообще очень благоприятное для творчества время – в нынешних воздухе и атмосфере есть что-то такое, что рождает массу новых замыслов и идей. Не нужно, как раньше, бороться с цензурой, выражать свои мысли тайком – иносказательно, при помощи эзопова языка, можно выражать свои эмоции и интеллект, поэтому так много культурных событий – вернисажей, премьер, инсталляций, флешмобов. Обновление на всех уровнях нашей жизни дает ощущение продвижения – или прорыва? – вперед. Как правило, такие периоды в развитии искусства соответствуют новым этапам в развитии общества, что мы сейчас и переживаем.

Вы часто и успешно снимаетесь в сериалах – стало быть, пренебрежения к этому жанру, подобно многим вашим коллегам-актерам, не испытываете?

Сериалы – часть моей профессии, если я, конечно, хочу работать актером. Другое дело, как ее выполнять. Так получилось, что на долю нашего поколения выпали именно сериалы, поскольку нужного для зрителей и актеров количества игровых фильмов в Украине не снимается. А сериалы – часть киноиндустрии, которая, помимо них, включает в себя игровое и документальное кино, поэтому и относиться к ним нужно соответственно. В современном мире они занимают серьезное место, и не все они – бюджетные мыльные оперы, есть проекты, на которые их создатели тратят миллионы долларов, а потом получают за них такие престижные премии, как "Эмми".

Кого бы вы ни играли, ваши герои никогда не бывают однозначными: в отрицательных обязательно есть что-то положительное, а в положительных – отрицательное.

Каждый раз, получая новую роль, я больше всего боюсь, что она окажется однозначной. Всегда вспоминаю слова Станиславского о том, что, играя плохого, надо искать, где он хороший, а у хорошего – где он плохой, тогда герой получится живым человеком, а не механической функцией. Какой бы маленькой ни была роль, думаю о том, почему именно этот человек оказался в центре внимания сценариста и режиссера. Пусть даже его участие в жизни главных героев состоит только в том, чтобы принести пакет. Но почему это сделал именно он? Что в этом пакете? Как его содержимое отразится на жизни остальных участников действия? В жизни нет ничего случайно, все взаимосвязано, просто мы не сразу понимаем, каким образом это происходит. Ответив на эти вопросы, можно сделать любую роль интересной и запоминающейся.

Вам случалось играть роли реально существовавших персонажей, как это было, например, в картине "Орлова и Александров". Часто актеры признаются, что такие роли оказывают влияние – причем преимущественно негативное – на их жизнь. С вами ничего подобного не случалось?

С нами происходит только то, во что мы верим. Так бывает, например, с приметами – мы знаем, что пустые ведра и перебегающие дорогу черные кошки сулят нам неприятности, внушаем себе это и в результате получаем то, что "заказывали". Реальных персонажей у меня пока было не так уж и много, но каждый раз я стараюсь не пускать их в свою жизнь – наверное, поэтому они меня не беспокоят.

Вы – один из немногих украинских актеров, востребованных в российском кино. Сейчас вас туда приглашают реже?

Не приглашают вообще – скорее всего, это связано с политикой. Хотя если бы такое предложение поступило, не знаю, как бы я на него отреагировал. Надо очень хорошо подумать, зачем мне, как украинскому актеру, это нужно. Чтобы заработать много денег? Чтобы сыграть какую-то потрясающую роль, которую мне нигде больше не предложат? Стоит ли это того, чтобы жертвовать своими убеждениями?

Сейчас на наших глазах происходит отрыв украинского кино от российского рынка. Возможно, кому-то может показаться, что это катастрофа, но я так не считаю. Напротив, такое положение даст нам возможность производить свой телевизионный или кинопродукт для себя, а это очень серьезные перспективы. Да, сегодня мы не можем снимать даже классические мыльные оперы, которые, как правило, не требуют больших затрат на производство, не говоря уже о фильмах длиной в двенадцать, и, тем более, в двадцать четыре серии, потому что наш внутренний рынок их просто не окупит. Значит, будем делать меньше и за меньшие деньги, что отразится на гонорарах съемочной группы, зато мы будет знать, что работаем на будущее – пройдет совсем немного времени, и начнется эра украинского кино – не только сериального, но и игрового, и документального. Ради такой цели можно немного и потерпеть.

Вы оптимистично смотрите в будущее?

Я верю, что у нас в стране все будет очень хорошо. Нет, даже не хорошо, а замечательно.

Людмила Грабенко

Похожие темы:

Следующая публикация