Елена Коренева – Людочка из "Покровских ворот": "В США я работала официанткой"

Елена Коренева – Людочка из "Покровских ворот": "В США я работала официанткой"

Елена Коренева / Фото: East News

Критики прозвали Елену Кореневу "некрасивой красавицей". Фильмы с ее участием – "Романс о влюбленных", "Ася", "Сибириада", "Тот самый Мюнхгаузен", "Сватовство гусара", "Идеальный муж", "Покровские ворота" – вошли в золотой фонд советского кино. Тем не менее, в разгар популярности Коренева все бросила и уехала в США, а вернувшись, написала книгу с поразительно самокритичным названием "Идиотка".

Ирина Алексеевна, мы помним вас по ролям романтических героинь, сейчас же вы блестяще играете характерные роли. Сложно было менять амплуа?

А разве у нас есть выбор? Приходит время и, хочешь ты того или нет, надо переходить с ролей девочек на роли тетушек – причем как в кино, так и в жизни. Первой моей ролью такого плана стала совершенно невменяемая мамаша главной героини в картине "Северное сияние" – я получила от этой работы большое удовольствие, хотя, если вы заметили, в последнее время снимаюсь я мало.

В профессию вы попали не случайно – ваш отец, Алексей Коренев, известный советский режиссер.

Зрители помнят папу по таким фильмам, как "Большая перемена" и "По семейным обстоятельствам", да и мама у меня работала на "Мосфильме". Но я решила стать актрисой не сразу, долгое время моей мечтой был балет, а кумиром – прославленная Галина Уланова. Никогда не забуду, как была счастлива в тот день, когда родители подарили мне пуанты. Сейчас, спустя годы – да что там годы, десятилетия – мне кажется, что это был один из самых счастливых дней в моей жизни. Думаю, могла бы стать хорошей балериной, но меня не приняли в училище при Большом театре. Это сейчас балету можно учиться где угодно, тогда же в стране была только одна школа – академическая, так что с мечтой о сцене пришлось распрощаться.

В общем, вместо училища Большого театра я поступила в английскую спецшколу – папа с мамой не хотели, чтобы я связывала свою жизнь с кино, в мечтах они видели меня переводчицей. Тем не менее, свою первую роль в кино я сыграла именно у отца – в его картине "Вас вызывает Таймыр". Актрису на роль Дуни искали по всей стране, но тщетно – ни одна кандидатка папе не нравилась. И тогда кто-то сказал ему: "Что же ты у себя под носом ничего не видишь? Лучше Лены эту роль никто не сыграет". Папа не хотел меня снимать, но сдался – признал чужую правоту. К сожалению, картину "Вас вызывает Таймыр" на долгие годы положили на полку. Дело в том, что автор сценария, Александр Галич, эмигрировал из Советского Союза во Францию, чего ему, конечно же, не простили, а вместе с ним и всем нам.

Елена Коренева / Фото: East News

Почувствовав "вкус" профессии, вы поступили в Щукинское театральное училище?

Несмотря на папу-режиссера и дебют в кино, меня приняли условно – обещали отчислить, если не оправдаю доверия, но уже через полгода перевели в основную группу. На втором курсе Михалков-Кончаловский пригласил меня в свой фильм "Романс о влюбленных", а в выпускном спектакле я сыграла Джульетту.

Андрон Сергеевич был вашей первой любовью?

Впервые я влюбилась раньше – еще в школе, с тем мальчиком я рассталась после поступления в Щукинское училище.

Почему, несмотря на творческую востребованность в своей стране, вы в разгар кинокарьеры уехали в США?

Тогда мне казалось, что я устала от кино и мне надо от него отдохнуть. Заграница в конце 70-х–начале 80-х годов ХХ века для каждого советского человека была необычайно притягательной, мечтала о переезде и я. А, как известно, если долго чего-то хочешь, мечта обязательно сбудется. В 1982 году я познакомилась с Кевином, преподавателем русского языка и литературы в США, вышла за него замуж и уехала за океан. Мы жили в университетских городках, я выучила английский и французский языки. А вот в американское кино так и не пробилась. Русских актеров неохотно берут в голливудские фильмы по многим причинам – у нас иная актерская школа, мы говорим с акцентом, нас там никто не знает, значит, велик риск провала картины. Нашим соотечественникам там светят только фильмы категории "Б" – то есть, второго сорта. За несколько лет я снялась в эпизодических ролях только в двух картинах, одна из которых – "Любовники Марии" Михалкова-Кончаловского. 

Со временем мы с Кевином развелись. С одной стороны, я получила свободу, о которой мечтала, с другой – передо мной встала необходимость зарабатывать себе на жизнь. Я пошла работать официанткой, в Америке это самый распространенный способ подзаработать для людей творческих: у тебя много свободного времени, а чаевые (кстати, очень неплохие) целиком идут тебе в карман.

Елена Коренева / Фото: East News

В это время вы начали задумываться о том, чтобы вернуться домой?

Да, но мне, хоть я и оставалась советской гражданкой, не давали визу в мою страну. В общей сложности, мне отказывали в ней девять (!) раз, поэтому впервые приехать в Москву я смогла только в 1987 году, а в начале 90-х вернулась насовсем.

Актерская работа требует от вас жертв?

Как и от всех, кто занимается этим делом. На съемках ведь приходится рвать себе душу ради удачного кадра – смеяться, плакать, страдать. Приходится приносить, казалось бы, более банальные, но не менее трудные жертвы. Актриса всегда должна быть в форме, поэтому ложиться спать и вставать нужно по звонку, а не тогда, когда тебе хочется – посиделки с подружками или лишний час на диване с книжкой или около телевизора отменяются. О невозможности съесть лишний кусочек я уже просто не говорю – это категорическое табу.

Но, наверное, самое тяжелое испытание ждет актера на съемочной площадке, где долгое время приходится сидеть и ничего не делать – ощущение того, что драгоценное время тратится впустую, расстраивает ужасно. Да и другие неудобства раздражают: условия, в которых мы находимся на съемках, редко бывают комфортными, еда зачастую не выдерживает никакой критики. Но я все равно люблю свою работу и не променяю ее ни на какую другую. Играть новую роль всегда так же интересно, как разгадывать кроссворд – никогда не знаешь, удастся это или нет. Зато когда получается сыграть дубль хорошо, это такое удовольствие – ни с каким другим его не сравню. Мне кажется, в такие минуты я молодею.

Елена Коренева / Фото: East News

Вы можете назвать себя счастливой?

В течение жизни наше представление о том, что такое счастье, меняется несколько раз. В юности кажется, что это бурная, яркая, наполненная событиями жизнь. Когда начинаются проблемы со здоровьем, приходит понимание, что если у тебя ничего не болит – это уже счастье.

Таисия Кондратьева

Похожие темы:

Следующая публикация