Роман Виктюк: "На съемки "Игроков" как-то пришел Гоголь"

Роман Виктюк: "На съемки "Игроков" как-то пришел Гоголь"

Фото: East News

С выдающимся театральным режиссером современности, Романом Виктюком, можно говорить о чем угодно – он не только замечательный режиссер, но и настоящий философ и великий собеседник. Главное, выбрать тему. Так почему бы не поговорить с Мастером о мистике в творчестве?

Роман Григорьевич, очень часто приходится слышать, что кино и спектакль не понравились зрителям, потому что там – цитирую – "все не так, как в жизни".

Искусство и жизнь не имеют ничего общего, потому что искусство – зона нашего воображения. А уж дальше каждый представляет себе что-то свое: кто-то – чудо, кто-то – колдовство, кто-то таким образом борется с властью, кто-то устраивает личную жизнь или карьеру.

Любое искусство, прежде всего, энергетика. Насколько важна и сильна для вас эта составляющая театра?

Настоящий театр – это всегда немного магия и колдовство, я бы даже сказал, энергетический свет. С первой же секунды пребывания на спектакле зрители должны эту энергетическую дозу получить – с музыкой, светом, первыми словами актеров. Он должен попасть в другой мир, отвлечься от событий за стенами театра, что бы там ни происходило.

А еще театр – совместная молитва, когда между сценой и залом образуется энергетический купол – некая светящаяся полусфера, души зрителей и артистов начинают светиться и вибрировать в унисон. И тогда в финале зрители аплодируют не только актерам, но и себе, ведь они тоже – пусть даже на ментальном уровне – стали участниками спектакля.

Как вы думаете, уровень энергетики в театре можно каким-то образом измерить?

Мои друзья-экстрасенсы помогали мне измерять энергетику зрительного зала, согласно их замерам мы составили специальную карту энергетического воздействия на зрителей, с которой актеры сверялись при игре. Наша великая актриса Алла Демидова, с которой я поставил "Федру" Марины Цветаевой в Театре на Таганке, говорила: когда она попадает в эти энергетические лучи, ей становится очень легко играть. Нет, даже не играть, а существовать в обрез. Впрочем, она сама очень сильный в этом смысле человек – настоящая колдунья театра.

Фото: East News

Как вы думаете, можно ли зафиксировать такие моменты при помощи технических средств – например, записать на пленку?

Один раз такое чудо случилось на съемочной площадке фильма "Игроки" по Гоголю. Какие замечательные актеры в нем играли – Валя Гафт, Саша Калягин, Рита Терехова, Боря Иванов, Коля Пастухов – все молодые, азартные. И однажды на съемочной площадке Пастухов сказал удивительную вещь: "Ребята, а ведь Гоголь сейчас среди нас". Казалось бы, бред, но никто не рассмеялся, потому что все знали: это правда. И когда сейчас смотришь те кадры, видно, что пленка каким-то совершенно невероятным образом уловила странные колебания атмосферы – моменты просветления и соединения энергии человека с космической. Нам только кажется, что мы управляем собой, на самом деле нас ведут откуда-то свыше.

Вы часто имеете дело с душами реально существовавших, но уже ушедших в мир иной людей. Вам не бывает страшно?

Наверное, только один раз, когда мы с Гафтом и Филиппенко репетировали спектакль "Сон Сталина". Иосиф Виссарионович – представитель дьявольского начала. Когда Эдвард Радзинский писал книгу о Сталине, часто работал в сталинском архиве. Он уверяет, что время от времени… в него вселялся дух вождя – даже водил его рукой по бумаге. Но Валя Гафт, играющий в нашем спектакле главную роль, на мой взгляд, смог противостоять черноте души Сталина светом своей собственной души. Кстати, Гафт – последний великий актер нашей эпохи, таких, как он, больше нет.

А актер обязательно должен обладать светлой энергетикой?

А как же! Особенно сейчас, когда вокруг столько мрака! К сожалению, это напрямую касается искусства: сериалы, которых так много на телевидении, убивают в человеке свет. Они работают на золотого тельца, а он не требует затрат на очищение человеческой души – как зрительской, так и актерской. Напротив, чем зашлакованнее и загрязненнее человек, тем для этого жанра лучше. Вы заметили, что все сериальные актеры – на одно лицо? О них трудно сказать что-то конкретное, можно дать только приблизительное описание: та блондинка или тот брюнет. Этим актерам, в отличие от настоящих мастеров своего дела, не нужна индивидуальность, вполне достаточно типажа.

Существуют произведения, не рекомендованные ни к экранизации, ни к постановке на сцене. Одно из них – роман Булгакова "Мастер и Маргарита", к которому вы обращались несколько раз. Как сложились ваши отношения с этим произведением?

К нему может безнаказанно обращаться только тот, кто чист душой, для кого на первом месте не деньги или слава, а служение искусству. Тогда твое собственное "я" растворяется в "я" великого разума, а "Мастера и Маргариту" можно ставить на сцене хоть сто раз – оттуда, сверху, никто тебя не накажет.

Энергетика имеет свойство время от времени иссякать. От чего вы, как аккумуляторная батарейка, подпитываетесь?

Мне обязательно хотя бы раз в год нужно побывать в таком святом месте, как Иерусалим. Очень люблю приходить к Стене плача под вечер, когда там уже нет туристов, и никто не мешает без слов общаться с богом…

Таисия Кондратьева

Похожие темы:

Следующая публикация