Сергей Жигунов: "Насколько все было бы скучно, если бы мы экранизировали роман слово в слово"

Сергей Жигунов: "Насколько все было бы скучно, если бы мы экранизировали роман слово в слово"

Фото: East News

Телеканал "1+1" показывает сериал "Три мушкетера" в постановке известного "гардемарина" Саши Белова, известного актера и продюсера Сергея Жигунова. Самое время задать Сергею Викторовичу несколько вопросов о его новой работе.

Сергей, "замахиваясь на Вильяма нашего Шекспира, точнее, на роман Александра Дюма "Три мушкетера", вы понимали: вашей картине не избежать сравнения с трехсерийным мюзиклом Георгия Юнгвальд-Хилькевича, снятом 35 (!) лет назад. 

Понимал, но не предполагал, что это будет происходить в таких масштабах. В истории кинематографа масса экранизаций "Трех мушкетеров", не понимаю, почему нашу картину сравнивают только с картиной Юнгвальд-Хилькевича. В свое время он создал стереотип "Трех мушкетеров", и зрители никак не хотят от него избавиться и понять, что фильм, снятый на основе этого романа, может быть и иным. Самое обидное, что критики нас ругают не за слабые (поверьте, такие есть в каждом кино), а за очень хорошие сцены, которыми по праву гордится наша съемочная группа. Хотя, путешествуя с премьерой картины по России, я видел, как эмоционально реагируют зрители на эти же сцены, причем, многие даже не скрывали слез.

"Три мушкетера" - ваш дебют в режиссуре?

Я честно искал режиссера, который смог бы осилить такую работу, но, к сожалению, мне это так и не удалось. Когда я уже совсем было отчаялся, наш знаменитый режиссер Вадим Абдрашитов, с которым мы вместе летели в самолете в Армению, сказал: "Не зря говорят: хочешь сделать хорошо, сделай сам. Мой тебе совет – снимай!" И я рискнул. Но, боюсь, это была моя первая и последняя режиссерская работа, она была настолько тяжелой, что я, можно сказать, живот надорвал.

Но, насколько я знаю, новая задумка у вас есть?

Я действительно купил на "Мосфильме" права на экранизацию "Трех товарищей" Эриха Мария Ремарка. Но все будет зависеть от того, как зрители воспримут "Трех мушкетеров": если эта картина провалится, больше режиссурой заниматься не буду – значит, это не мое.

Анонсируя картину, вы говорили, что она не столько о дружбе между главными героями, мушкетерами, а о любви…

Мне кажется, так все написано у самого Дюма, но я, чего уж тут греха таить, все слегка преувеличил.

Фото: East News

Обвинений в вольном обращении с классикой не боялись?

Вы не представляете, насколько все было бы скучно, если бы мы экранизировали роман слово в слово – зрители бы и пятнадцати минут не выдержали. Нынешняя молодежь плохо понимает, о чем говорят герои исторических картин, поэтому их речь надо переводить на современный язык. Это не первая моя встреча с творчеством Дюма, правда, в предыдущих экранизациях его романов – "Королева Марго" и "Графиня де Монсоро" я был не режиссером, а продюсером, но как сделать классику актуальной и современной, знаю хорошо.

Расскажите, пожалуйста, об исполнителях главных ролей.

Больше всего зрительского внимания, конечно же, будет приковано к исполнителю главной роли – Д'Артаньяна. Молодой актер театрального "Гоголь-центра" (бывший драматический театр имени Гоголя) Риналь Мухаметов, выпускник Школы-студии МХАТ, пока еще снимался очень мало, но на его счету такая значимая картина как "Искупление" Александра Прошкина-младшего. У Риналя интересная и для его возраста довольно драматическая судьба: когда мальчику из деревни под Казанью исполнилось двенадцать лет, ушел из жизни его отец. От горя он  и два года он замкнулся в себе и два года ни с кем не разговаривал. Неизвестно, что с Риналем вообще сталось бы, если бы не мечта стать актером. Поскольку в театральном училище надо было читать стихи, прозу и басню, а у него с речью были проблемы, он решил поступать в эстрадно-цирковое училище на акробатическое отделение. Обо всем, что пришлось пережить Риналю, сегодня напоминает заикание, которым он страдает в жизни, и которое волшебным образом проходит на сцене и в кадре. А как он поет и танцует! Я уже не говорю о сложных акробатических трюках, которые Риналь выполняет очень красиво и легко – на одной из презентаций нашей картины сделал такую стойку на одной руке, что все присутствующие просто онемели от восторга. Думаю, после нашей картины в этого обаятельного парня  влюбятся все зрительницы без исключения. Кстати, одновременно с нашей картиной его утвердил на главную роль в своем фильме Никита Михалков, но режиссер "Гоголь-центра" Кирилл Серебрянников, который безропотно разрешил ему сниматься у нас, к Никите Сергеевичу Риналя не отпустил.

Что касается других актеров, то, как мне кажется, все они на своем месте. Атоса сыграл Юрий Чурсин, которого зрители знают по фильмам "Химик". "Побег" и "Мосгаз", Арамиса – актер "Мастерской Петра Фоменко" Павел Баршак, Портоса – Юрий Макаров. В главных женских ролях – Анна Старшенбаум (Констанция) и Мария Миронова (Анна Австрийская). На роль Миледи пробовались Оксана Акиньшина и Светлана Ходченкова, но мне больше всего понравилась Катя Вилкова.

Фото: East News

Почему вы, как многие режиссеры, не исполнили в своей картине хотя бы эпизодическую роль?

Адову режиссерскую работу совместить с не менее адовой актерской работой практически невозможно, что-то одно неизбежно пострадает.

Где проходили натурные съемки?

Дворцы мы снимали в России – в кадре можно увидеть несколько городов Ленинградской области, а улицы средневековых французских и английских городов – в Чехии. При этом, как говорится, все свое – костюмы, декорации, реквизит и даже лошадей – возили с собой.

Сейчас принято хвастаться миллионами долларов, потраченных на съемки. Каким был бюджет "Трех мушкетеров"?

Около 12 миллионов долларов. Мы старались ни на чем не экономить, потому что костюмный, исторический фильм, в котором нищета сквозит изо всех щелей, очень грустное зрелище.

Как восприняли картину самые главные зрители – ваши родные?

Дочери все очень понравилось, но на объективность Маши я бы не рассчитывал, ведь она работала в съемочной группе – была ассистентом режиссера монтажа. А вот мама, которая всегда пристрастно относится к моим работам, сильно переживала – кадры, которые я показывал ей, смотрела с тахикардией и корвалолом. Но в результате осталась довольна.

 Таисия Кондратьева

Похожие темы:

Следующая публикация